Развивая тему огненной жертвы:
ninaofterdingen.livejournal.com/807541.html
Из курса лекций И. Р. Тантлевского о Пятикнижии:
"Дабы понять все значение этого текста, следует иметь в виду,
что в ханаанейско-финикийской и пунийской среде имело широкое распространение жертвоприношение (сожжение) детей, обычно мальчиков в возрасте до шести месяцев, часто при угрозе военного поражения. Например, когда армия главы Сицилийского союза городов Агафокла (360— 289 гг. до н. э.) подошла в 311—310 гг. до н. э. к стенам Карфагена, было сожжено более 500 детей, из которых 200 — сыновья знатных семейств — были определены властями, а около 300 было принесено в жертву богам добровольно (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XX,
14)...
... Судя по дошедшим изображениям, во время осады города его
защитники могли также держать детей за ручки над городской стеной, подставляя их тельца навстречу летящим стрелам. Это жертвоприношение богам самого дорогого для защитников города должно было оказывать особо сильное психологическое воздействие на врагов... Ср. 2 Цар. [4 Цар.] 3:26—27 (о жертвоприношении сына моавитского царя)".
Тантлевский, Введение в Пятикниже, с. 140.
Как я понимаю, именно эти тексты имел перед глазами Шеллинг в работе над философией мифологии, а также Честертон, когда писал, что в борьбе с Карфагеном римляне победили инфернальное зло.
Автор лекций излагает эти данные в связи со знаменитым жертвоприношением Исаака, когда Аврааму было категорически запрещено приносить в жертву ребёнка.
И запрет, и культурный контекст, в котором он возник, показывают, что нормы, которые некоторые люди привыкли считать само собой разумеющимися, являются не естественным поведением разумного существа, а итогом многовековой борьбы.
ninaofterdingen.livejournal.com/807541.html
Из курса лекций И. Р. Тантлевского о Пятикнижии:
"Дабы понять все значение этого текста, следует иметь в виду,
что в ханаанейско-финикийской и пунийской среде имело широкое распространение жертвоприношение (сожжение) детей, обычно мальчиков в возрасте до шести месяцев, часто при угрозе военного поражения. Например, когда армия главы Сицилийского союза городов Агафокла (360— 289 гг. до н. э.) подошла в 311—310 гг. до н. э. к стенам Карфагена, было сожжено более 500 детей, из которых 200 — сыновья знатных семейств — были определены властями, а около 300 было принесено в жертву богам добровольно (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XX,
14)...
... Судя по дошедшим изображениям, во время осады города его
защитники могли также держать детей за ручки над городской стеной, подставляя их тельца навстречу летящим стрелам. Это жертвоприношение богам самого дорогого для защитников города должно было оказывать особо сильное психологическое воздействие на врагов... Ср. 2 Цар. [4 Цар.] 3:26—27 (о жертвоприношении сына моавитского царя)".
Тантлевский, Введение в Пятикниже, с. 140.
Как я понимаю, именно эти тексты имел перед глазами Шеллинг в работе над философией мифологии, а также Честертон, когда писал, что в борьбе с Карфагеном римляне победили инфернальное зло.
Автор лекций излагает эти данные в связи со знаменитым жертвоприношением Исаака, когда Аврааму было категорически запрещено приносить в жертву ребёнка.
И запрет, и культурный контекст, в котором он возник, показывают, что нормы, которые некоторые люди привыкли считать само собой разумеющимися, являются не естественным поведением разумного существа, а итогом многовековой борьбы.
Ага, и потом эти же люди говорили про Христа, которого его отец отдал в жертву людям... Не так уж и далеко ушли мы от ритуальных жертвоприношений.
Офигенно далеко.
В том плане что аналогов - бог, высшее существо, добровольно умирает за людей-червей в его ногах (а не за миропорядок, природу, мир, по закону, по судьбе, проклятью, прихоти или для ублажения другого бога) - более нигде нет.
Плюс смерть Христа была нужна чисто технически - только так он мог войти в ад и разрушить его изнутри и вывести оттуда души праведников, умерших до его воскрещения. Т.е. это была ловля смерти и сатаны на живца (а иначе бы они от него просто бы шарахались).
И как смерть животного заменила в иудаизме смерть человека (причем еще при изгнании Адама и Евы из Рая, Исаак был лишь закреплением данной идеи), так и смерть Христа отменила жертвоприношение и животных - за ненадобностью. Поэтому у евреев пасха - это блюдо из особо приготовленного барашка, а у христиан - из творога, бескровная.
Я не зарегистрирован в Диари. Но иногда вас читаю.