Возможно, одна из причин этого – живое ощущение «можем повторить», которое делает лишними все памятники.
Записи с темой: память (4)
понедельник, 31 октября 2022
Русский философ Константин Крылов писал как-то, что настоящий памятник Великой Отечественной войне еще не построен, потому что всё монументальное советское искусство на эту тему по большей части представляет собой какое-то жуткое убожество, немое для новых поколений.
Возможно, одна из причин этого – живое ощущение «можем повторить», которое делает лишними все памятники.
Возможно, одна из причин этого – живое ощущение «можем повторить», которое делает лишними все памятники.
В современном обществе идентичность связывается с местами памяти в виде монументов, названий, книг. При таком подходе странным кажется пожелание многих героев современной войны, которое доносят до нас журналисты с передовой: не пишите о нас, о чем тут писать? Русские люди, оказавшиеся на фронте, как воины, так и мирные жители, не озабочены фиксацией своих действий в местах памяти.
Концепция Пьера Нора о местах памяти как местах гибели памяти дает ответ, почему это происходит: такие люди живут в стихии памяти, им не нужно фиксировать ее вовне, чтобы прикоснуться и оживить в ритуале, их жизнь сама является непрерывным ритуалом, дающим гораздо большую эмоциональную отдачу, чем церемонии возле памятников.
Концепция Пьера Нора о местах памяти как местах гибели памяти дает ответ, почему это происходит: такие люди живут в стихии памяти, им не нужно фиксировать ее вовне, чтобы прикоснуться и оживить в ритуале, их жизнь сама является непрерывным ритуалом, дающим гораздо большую эмоциональную отдачу, чем церемонии возле памятников.
Концепция мест памяти Пьера Нора актуальна в наше время, поскольку дает теоретические основания для конструирования истории и памяти через историю в современных государствах и социальных группах. Память, вынесенная вовне в виде истории, хороша тем, что инсталлируется внутрь индивида через идеологические конструкты, подавляя социальную практику, если они вступают в конфликт.
Такие процессы давно идут на Украине, где война с памятниками необычайно актуальна и не прекращается даже в военной обстановке. Снос памятников, переименование улиц, устранение авторов из школьной программы – это последовательные шаги по реформе мест памяти, по уничтожению остатков русской памяти этой территории.
Как это влияет на социальное действие, отдельный теоретический вопрос, эмпирический материал по которому можно собирать прямо сейчас.
Такие процессы давно идут на Украине, где война с памятниками необычайно актуальна и не прекращается даже в военной обстановке. Снос памятников, переименование улиц, устранение авторов из школьной программы – это последовательные шаги по реформе мест памяти, по уничтожению остатков русской памяти этой территории.
Как это влияет на социальное действие, отдельный теоретический вопрос, эмпирический материал по которому можно собирать прямо сейчас.
В 1999 году на русском была издана книга «Франция-память» Пьера Нора. Пьер Нора – французский историк, автор концепции «мест памяти». Президент ассоциации «За свободу истории». Исследователь исторической памяти. Известен по монументальному изданию «Места памяти», в котором около тридцати томов. «Франция-память» представляет собой отрывок из «Мест памяти», содержащий теоретическую часть и несколько важных примеров применения концепции.
В основе концепции мест памяти лежит разделение памяти и истории, основанное на разделении постоянного социального действия и ритуалов мест памяти. Социальное действие представляет собой сущность памяти, а места памяти являются сущностью истории. Такая вот немного запутанная структура, которая становится понятной после некоторого пояснения.
Социальное действие – это любое действие человека в обществе. Нормы и ценности, задающие правила социального действия, представляют собой живую память культуры. Память живет в социальном действии. Когда память начинает экстериоризироваться, то есть фиксироваться вовне, это значит, что память оказывается под вопросом, проблематизируется, разрушается. Фиксация памяти вне социального действия, в виде памятников, музеев, описанных норм, культовых книг есть процесс разрушения памяти и превращения ее в историю.
Еще в XIX веке можно было думать, что память и история совпадают, поддерживают друг друга, история работает для памяти. Пьер Нора ставит себе целью показать, что в ХХ веке они уже противоположны, и история возникает на развалинах памяти, питается уничтожением памяти, возникает, когда память разрушается.
Места памяти суть безнадежные попытки оживить память, островки сакрального в море профанного. Когда люди уже не живут в памяти, когда их социальные действия не направляются живой традицией, возникает желание удержать уходящий миг, создать места, где память еще живет. Это и есть места памяти с их ритуалами – особым поведением, минутами молчания, возложением цветов, культом и пиететом. В этих ритуалах на миг оживает время, в котором люди памяти жили постоянно. Ритуалы заканчиваются, и человек снова погружается в культурно-нейтральное профанное время модерна.
Карта таких места памяти для Франции создается в работе «Места памяти» и отражена в ее сокращенном варианте «Франция-память».
Доступна в сети.
В основе концепции мест памяти лежит разделение памяти и истории, основанное на разделении постоянного социального действия и ритуалов мест памяти. Социальное действие представляет собой сущность памяти, а места памяти являются сущностью истории. Такая вот немного запутанная структура, которая становится понятной после некоторого пояснения.
Социальное действие – это любое действие человека в обществе. Нормы и ценности, задающие правила социального действия, представляют собой живую память культуры. Память живет в социальном действии. Когда память начинает экстериоризироваться, то есть фиксироваться вовне, это значит, что память оказывается под вопросом, проблематизируется, разрушается. Фиксация памяти вне социального действия, в виде памятников, музеев, описанных норм, культовых книг есть процесс разрушения памяти и превращения ее в историю.
Еще в XIX веке можно было думать, что память и история совпадают, поддерживают друг друга, история работает для памяти. Пьер Нора ставит себе целью показать, что в ХХ веке они уже противоположны, и история возникает на развалинах памяти, питается уничтожением памяти, возникает, когда память разрушается.
Места памяти суть безнадежные попытки оживить память, островки сакрального в море профанного. Когда люди уже не живут в памяти, когда их социальные действия не направляются живой традицией, возникает желание удержать уходящий миг, создать места, где память еще живет. Это и есть места памяти с их ритуалами – особым поведением, минутами молчания, возложением цветов, культом и пиететом. В этих ритуалах на миг оживает время, в котором люди памяти жили постоянно. Ритуалы заканчиваются, и человек снова погружается в культурно-нейтральное профанное время модерна.
Карта таких места памяти для Франции создается в работе «Места памяти» и отражена в ее сокращенном варианте «Франция-память».
Доступна в сети.