Философское монтеневское общество закрывает сезон докладом по Бальзаку, который состоялся в Библиотеке Горького 29 мая 2024 года. Необычный формат доклада, когда привлекались три докладчика, позволил раскрыть тему с разных сторон. Дина Симонян из сектора редкой книги рассказала о книгах Бальзака, хранящихся с библиотеке, включая книги XIX века и книги на иностранных языках. Арсентий Атоян рассказал о романе «Шуаны», где описывается вандейское восстание и борьба с революцией, а также показал политические взгляды писателя на фоне его эпохи. Нина Ищенко остановилась на параллели шагреневой кожи, исполняющей желания за счет времени жизни, из самого известного романа Бальзака с книгой, которая также безвозвратно отбирает время, потраченное на ее чтение. Эту метафору раскрывает Татьяна Венедиктова в монографии «Литература как опыт, или Буржуазный читатель как культурный герой». Во время обсуждения затронули вопросы взаимоотношения искусства и морали, упадка европейской культуры, фиктивности заката Европы и экранизаций Бальзака, а также методику дальнего чтения Франко Моретти.
У Бальзака тайное общество тринадцати за кулисами вершит судьбы мира, но в художественном пространстве текста, помимо загадочности и угроз, ничего особенного не делает. Так, Феррагус, предводитель деворантов (из повести «Феррагус, предводитель деворантов») при всех своих неограниченных возможностях не совсем удачно пытается поменять личность и помогает герою обойти бюрократическое распоряжение парижского муниципалитета. Увенчивается эта деятельность следующим образом: «прошло еще несколько дней, и к г-ну Демаре явился кто-то, одетый во все черное, и, не сказав ни слова, поставил в спальне его жены большую порфировую урну», на которой господин Демаре прочел на латыни краткое описание этого подвига. Для великолепной мисс Гроувз это было бы задание на один день, причем без всяких надписей. Супергероям XXI века коммеморация спасенных не нужна, и более всего они ценят анонимность.
В европейской литературе есть еще одно тайное общество, действующее подобным образом. Это секретное братство в романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Братья, имеющие в своей власти неограниченные ресурсы и опутавшие своими сетями всю Европу, направляют в романе свои силы на то, чтобы обеспечить в любительской театральной постановке актера на роль тени отца Гамлета. Какой бы символический смысл ни вкладывал в это деяние автор, на уровне сюжета оно выглядит мелковато.
Складывается впечатление, что как авторы, так и сами участники тайных общество того времени слабо представляют себе, на что можно употребить скрытое могущество тайного братства. В наше время уже появились версии: schwalbeman.livejournal.com/18623.html
У человека, видевшего великолепный советский мультфильм «Остров сокровищ», имя Трелони ассоциируется только с трусоватым сквайром, показавшим себя на острове с самой хорошей стороны. Сцена выбивания картины вместо окна в начале битвы – одна из лучших в фильме, ну и дальше сквайр вел себя вполне достойно. Как ни удивительно, двести лет назад это имя вызывало совсем другие ассоциации.
У Бальзака есть произведение «История тринадцати», о тайном обществе из тринадцати человек, достигавших всех своих целей благодаря железной воле и непобедимой решимости. Вот как Бальзак описывает этих невероятных людей: «Все тринадцать были люди того же закала, что и Трелони, друг Байрона и, как говорят, оригинал его Корсара; все они были фаталисты, смелые и поэтические, но наскучившие обыденной жизнью, жаждущие азиатских наслаждений, влекомые страстями, долго дремавшими в их душе, а потому особенно буйными».
Как видим, Трелони оказывается деятелем того же ряда, что и Байрон, Мельмот и Онегин, демонические разрушители добродетели, одиноко стоящие на высоком утесе, сложив руки на груди и глядя на бурное море. Кто бы мог подумать, что в русской культуре его ждет иная судьба.