Записи с темой: Византия (5)
На сайте Социологического института РАН выложен сборник материалов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (socinst.ru/publications/socpractices2024/), состоявшейся в июне 2024 года. Я для этой конференции делала доклад на тему «Образ Византии в учебнике Михаила Диунова “Краткий курс истории России. 862–1917” (2023)».

Мне как преподавателю основ российской государственности странно было читать в предисловии автора, что в 1917 году Россия кончилась, и всё, что было дальше, не должно входить в учебник по истории России от 862 года. Еще удивительней, что эту идею поддержал Егор Холмогоров, на канале которого я и узнала об учебнике, рекламируемом как необходимое чтение в эпоху СВО. Предчувствия меня не обманули. Как показана в книге Византия, можно почитать в моем докладе по ссылке: ninaofterdingen.ru/2025/02/07/византия-которой-.... Аннотация к тексту:

«В статье анализируется образ Византии в новом учебнике русской истории, независимом проекте Михаила Диунова, российского историка, антрополога, блогера, публициста, кандидата исторических наук. Исследование проводится методом тематического моделирования. Изучены вхождения в текст терминов, представляющих тему Византии, а именно: «Византия», «византийский», «византийцы», «второй Рим» «ромеи», «Ромейская империя», «Римская империя». Последние три термина не встречаются ни разу. Термин «второй Рим» встречается в Теме 3. Русское национальное централизованное государство при объяснении концепции «Москва – третий Рим», возникшей в этот период. Что касается первых терминов, отсылающих конкретно к Византии, их упоминание разделено между следующими историческими эпохами и проектами: древние славяне, походы варягов на Византию, крещение Руси; императорский титул Петра Великого; греческий проект Екатерины Великой. Анализ вхождений методом пристального чтения показывает, что в учебнике нигде не сказано прямо, как Византия связана с Римской империей и христианством, не указано, что византийцы, греки и ромеи – одно и то же, не приводится самоназвание Византии. Итак, образ Византии в новом учебнике русской истории создан на основе европейских исторических клише XVIII–XX вв., значение византийской культуры для Руси не раскрывается, Византия не показана как парадигмальный центр христианской цивилизации».

Ищенко, Н. С. Образ Византии в учебнике Михаила Диунова «Краткий курс русской истории» (2023) / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. – СПб. : Издательство РХГА, 2024. – С. 131-142.

@темы: Византия, Михаил диунов

В сборнике докладов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (Санкт-Петербург, 2023 год) опубликован мой доклад о романе «Голодный грек». В докладе анализируются несторианские идеи, представленные
в фэнтезийном романе современной российской писательницы Елены Хаецкой. Действие романа разворачивается в середине XIII в. Фигура главного героя и форма романа-путешествия сближает книгу Хаецкой с романом Умберто Эко «Баудолино». Главные герои обоих романов живут и действуют в обширных евразийских степях, в тени важнейшего события XIII в. — падения Константинополя, Баудолино — до происшествия, а Феодул после. Оба путешествуют не только в географическом, но и в культурном пространстве, попадая в страны, населенные вымышленными народами, стоящими между человеческой
и нечеловеческой природой. Соединение двух природ в полулюдях имеет параллель в несторианском богословии, исследующем взаимоотношения двух природ Христа. Биография Нестория и его учение также является предметом изображения в романе. Таким образом, проблема соединения двух природ в одном существе решается в книге как на уровне художественного оформления материала, так и на уровне авторской рефлексии. Оба уровня исследуются в статье.

Читать и скачать на сайте: ninaofterdingen.ru/2024/01/23/репрезентация-нес...

@темы: фэнтези, Византия, Елена Хаецкая

В сборнике «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» опубликована моя статья о русско-византийском диалоге. В статье рассматриваются культурные предпосылки отторжения византийской практики начала новой царской династии путем захвата трона выдающимся полководцем, за которым идет армия. В ходе русско-византийского диалога на Руси была усвоена византийская концепция власти царя как космократора, организующего жизнь общества на христианских началах. Вплоть до XV века это представление не применялось к русским князьям, представлявшим собой военных вождей из рода Рюрика. На Руси сложилась традиция называть царями удельных князей, демонстрировавших святость, приверженность церковной жизни и нравственным христианским идеалам, противоречащим этосу военного вождя. После гибели Византии и присвоения титула «царь» правителю Руси антагонизм культурных архетипов уже сложился, и полководец, стремящийся захватить трон, не находит культурных образцов для своих действий.
Скачать пдф на сайте: ninaofterdingen.ru/2023/11/12/полководец-захват...


@темы: Русь, Византия

В сборнике «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» опубликована моя статья о культурном трансфере, созданная с использованием методологии Мишеля Эспаня. Эспань рассматривал европейские культуры, немецкую и французскую, а я применила его методы к анализу взаимодействия Руси и Византии.

в докладе анализируется ресемантизация понятия христианской миссии в русской культуре. Рассмотрена византийская концепция христианизации, понимаемой как полная смена политической и культурной идентичности человека. Показаны причины, по которым в древнерусской культурной среде невозможно было отождествление православия, государственной власти, как греческой, так и русской, и греческого языка, на основе которого возникла концепция христианской миссии в Византии. В русской культурной среде имело место усложнение заимствованного культурного элемента и сформировалось три разных концепции там, где в исходной византийской культуре была только одна. На этой основе в русской культуре сложилась собственная стратегия имперского объединения народов, позволяющая сохранить многие элементы их государственной власти, религиозных верований и национальных языков, что может оказаться как конкурентным преимуществом, так и потенциальной опасностью в современном мире конструирования идентичностей и провоцирования культурных конфликтов.

Скачать пдф на сайте: ninaofterdingen.ru/2023/11/11/концепция-христиа...




@темы: Византия, миссия

В статье проводится культурно-исторический и философско-культурологический анализ специфического отношения к ослеплению претендента на княжеский стол в древнерусской культуре. Рецепция византийской правовой нормы анализируется в контексте диалога культур. Показана решающая роль интуиции телесности в греческой культуре, рассмотрена трансляция этой интуиции в процессе христианизации Византии. Телесность царя для грека выступает символом космического порядка и Божественного благословения, выраженного в царском образе, поэтому слепец, чья телесная целостность нарушена, не может стать царем. В русской культуре унаследованное от языческого периода отношение к телесной красоте позволяет трактовать телесное совершенство как принадлежность мира, который должен отринуть христианин, телесность царя не связана напрямую с духовностью и божественностью. Таким образом, византийская казнь ослеплением основана на культурном архетипе телесности, который не был сохранен в русской культуре в ходе культурного диалога. В работе показано, что единство рода Рюриковичей и политическое положение Руси в течение первых столетий ее истории способствовало размыванию и уничтожению византийской правовой нормы при несомненном доминировании византийской культуры в диалоге.

Ищенко, Н. С. Ослепление претендента на престол в византийской и русской культуре / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций : Архив конференции. Материалы Второй международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 года / Отв. редактор О.Н. Ноговицин. Том Выпуск 2. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство РХГА», 2022. – С. 163-178. – DOI 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.14. – EDN IBCAPT.

Скачать по ссылке: ninaofterdingen.ru/2023/06/08/ослепление-претен...


@темы: Россия, Византия, диалог культур