На сайте Социологического института РАН выложен сборник материалов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (socinst.ru/publications/socpractices2024/), состоявшейся в июне 2024 года. Я для этой конференции делала доклад на тему «Образ Византии в учебнике Михаила Диунова “Краткий курс истории России. 862–1917” (2023)».

Мне как преподавателю основ российской государственности странно было читать в предисловии автора, что в 1917 году Россия кончилась, и всё, что было дальше, не должно входить в учебник по истории России от 862 года. Еще удивительней, что эту идею поддержал Егор Холмогоров, на канале которого я и узнала об учебнике, рекламируемом как необходимое чтение в эпоху СВО. Предчувствия меня не обманули. Как показана в книге Византия, можно почитать в моем докладе по ссылке: ninaofterdingen.ru/2025/02/07/византия-которой-.... Аннотация к тексту:

«В статье анализируется образ Византии в новом учебнике русской истории, независимом проекте Михаила Диунова, российского историка, антрополога, блогера, публициста, кандидата исторических наук. Исследование проводится методом тематического моделирования. Изучены вхождения в текст терминов, представляющих тему Византии, а именно: «Византия», «византийский», «византийцы», «второй Рим» «ромеи», «Ромейская империя», «Римская империя». Последние три термина не встречаются ни разу. Термин «второй Рим» встречается в Теме 3. Русское национальное централизованное государство при объяснении концепции «Москва – третий Рим», возникшей в этот период. Что касается первых терминов, отсылающих конкретно к Византии, их упоминание разделено между следующими историческими эпохами и проектами: древние славяне, походы варягов на Византию, крещение Руси; императорский титул Петра Великого; греческий проект Екатерины Великой. Анализ вхождений методом пристального чтения показывает, что в учебнике нигде не сказано прямо, как Византия связана с Римской империей и христианством, не указано, что византийцы, греки и ромеи – одно и то же, не приводится самоназвание Византии. Итак, образ Византии в новом учебнике русской истории создан на основе европейских исторических клише XVIII–XX вв., значение византийской культуры для Руси не раскрывается, Византия не показана как парадигмальный центр христианской цивилизации».

Ищенко, Н. С. Образ Византии в учебнике Михаила Диунова «Краткий курс русской истории» (2023) / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. – СПб. : Издательство РХГА, 2024. – С. 131-142.

@темы: Византия, Михаил диунов