Записи с темой: политическая философия (7)
Аристотель теоретически осмысли опыт того, что ни одно правление не является прочным. Монархия сменяется тиранией или аристократия олигархией, поскольку всё в мире портится, разрушается, и лучшее неизбежно сменяется худшим (до теории прогресса еще две тысячи лет). Происходит и смена видов правления по первому принципу: на смену монархии приходит аристократия или цензовая демократия, которые тоже не могут устоять. Аристотель пытается найти закономерность в этом круговороте, и его наблюдения, как и его теории очень интересны.

Через двести лет после Аристотеля его теорию использует греческий историк Полибий. Полибий наблюдал возвышение Рима, который за несколько десятилетий из захолустья на краю земли превратился в республику, контролирующую всё Средиземноморье. Римский государственный строй не менялся несколько веков, и это было парадоксом, который противоречил замечательной теории, неоднократно подтвержденной эмпирически.

Полибий нашел причину устойчивости Рима в том, что Рим совмещает все три формы правления: консулы имеют власть царя, сенат представляет аристократию, народ голосует по важным вопросам и выбирает должностных лиц, у народа можно обжаловать судебное постановление, а народный трибун может наложить вето на решение сената. Помимо совмещения трех видов правления, в Риме есть еще и способы предотвратить их порчу: многие должности дублируются, а разные формы власти контролируют друг друга. Так, консулов два, а не один, они избираются на год, что мешает одному человеку захватить единоличную власть и удерживать ее.

Эта национальная мифология создала потом много проблем Цезарю.


@темы: Аристотель, политическая философия, Полибий

Известного флорентийского философа Макиавелли неоднократно ругали за его идею, что политик не подчиняется нормам морали. Макиавеллизм уже пять веков означает цинизм в политике. В классической монографии «Момент Макиавелли» Дж. Г. А. Покок восстанавливает ход рассуждений, приводящий философа к его выводу. Это рассуждение связано с проблемой универсалий (как все важное в философии).

Если событие повторяется, человек может понять, что произошло и как на него реагировать. За повторением событий человек видит универсалию, тип – переворот, война, конфликт честолюбий. Память о том, как поступали раньше, хранится в традиции, нормах, обычаях. Люди уже решали такие проблемы, их решения известны, надо только использовать этот опыт и поступать так, как принято.

А если событие произошло в первый раз? Если оно уникально, ничего подобного не бывало раньше? Увидеть за событием универсалию не поможет никакой ум, потому что ум подмечает сходство нескольких событий, а по одному экземпляру ничего определенного сказать нельзя. Опираться на обычай тоже невозможно – в прошлом не было ничего подобного.

Тут и выступает на сцену политик. В такой момент появления уникального события политик, имеющий с ним дело, принимает решение интуитивно или по божественному внушению, а не рационально и не следуя нормам и традициям. Это и есть момент, когда нужно выйти за рамки и полагаться только на милость Божью.

@темы: Макиавелли, политическая философия, Покок

В Луганске на конференциях обсуждаются интересные темы. Опубликован мой доклад по политической философии. В докладе применяется концепция Карла Шмитта об автономии политического для анализа ситуации на Украине в 2014 – 2023 гг. Показано, что на Украине автономия политического целенаправленно разрушается, и врага, то есть русских, представляют как несостоятельных эстетически и морально, что приводит к тотальной войне на уничтожение и не позволяет ввести войну в правовые рамки.
Читать по ссылке: ninaofterdingen.ru/2023/08/30/разрушение-автоно...


@темы: политическая философия, Карл Шмитт, автономия политического

На майском заседании Философского монтеневского общества 24 мая 2023 года докладчик Арсентий Атоян раскрыл тему воспитательной диктатуры в политической философии на протяжении пяти столетий.

Атоян заметил, что обычное противопоставление демократии и тоталитаризма неверно, поскольку тоталитаризму противостоит плюрализм, а демократии — диктатура. Плюрализм — это множество мнений, и пространство плюрализма в демократических странах значительно сократилось с середины ХХ века: в Европе и США существует множество мнений, идей и позиций, которые по умолчанию не допускаются в публичное пространство. Диктатура же представляет собой правление одного правителя, выбранного на определенный срок, в противовес демократическим традициям, включающим разные слои общества в механизм управления.

Также докладчик отметил, что диктатура является в свернутом виде гражданской войной. Эта форма правления появляется на входе и на выходе из гражданской войны. Таким образом, один из способов предотвратить гражданскую войну — введение диктатуры. Развитие этих идей на широком культурно-историческом фоне, истоки и контекст философии Макиавелли и ее влияние на современные политические процессы составили предмет выступления Арсентия Атояна.

Послушать доклад по ссылке: oduvan.org/nashi-proekty/fmo/vospitatelnaya-dik...

@темы: политическая философия, ФМО

Джорджо Агамбен обращает внимание на то, что теория гражданской войны не создана, и предлагает некоторые наработки по этому вопросу.

В частности, он сравнивает античное и современное отношение к гражданской войне и находит два центральных отличия в самосознании общества по этому вопросу.
Известное постановление Солона гласит, что человек, не принявший никакую сторону в гражданской войне в своем полисе, лишается гражданских прав. Участие в гражданской войне воспринималось как долг и обязанность, а гражданская война – как часть нормальной политической жизни.

Несколькими столетиями позже, в период Пелопонесской войны, появляется постановление о том, что после примирения все преступления, совершенные во время гражданской войны, должны быть забыты.

Объединяя эти две идеи, Агамбен получает античную теорию гражданской войны: это то, чего нельзя избегать и нельзя вспоминать.

В современной западной культуре, напротив, гражданская война – это то, чего нельзя допускать и нельзя забывать.

@темы: гражданская война, политическая философия, Джорджо Агамбен

Джорджо Агамбен писал лет двадцать назад, что теории гражданской войны не существует. От себя добавлю, что дискриминационная война подмяла под себя всё. В гражданской войне нужно признавать интересы двух конфликтующих сторон, а в дискриминационной войне одна сторона объявляет себя носителем сакральных ценностей, демократии и прав человека, и на основании этого отказывает своим противникам не только в статусе политической силы, но и в статусе человека. Такая сакрализация одной стороны в современных конфликтах освящается теми, кто создал сакральную теорию прав человека, то есть странами западной культуры, что мы и видим на примере Украины.
Та же технология работает в случае войны за территорию. С 2014 по 2022 гг., восемь лет, Украина не признавала Донбасс субъектом переговоров и военных действий. В правовом поле Донбасса не было, значит, и войны за территорию не было, поскольку в войне за территорию действуют две стороны, каждая со своими интересами. Дискриминационная война есть борьба одного субъекта против того, кто субъектностью не обладает, то есть террориста, преступника, у которого нет никаких интересов и прав по умолчанию.
Восемь лет украинская политическая нация была единственным субъектом как внутренней, так и внешней политики Украины. Внутри страны русские Украины были лишены статуса политической силы, защищать пророссийские взгляды и любые интересы русских было и остается уголовно-наказуемым деянием. В войне с Донбассом русские республики были лишены субъектности, боролась украинская нация против террористов. Сейчас та же технология применяется против большой России. Украинские юридические инициативы по объявлению России страной-террористом – это масштабная манипуляция с целью вывести противника из политического пространства, лишить права иметь свои интересы и их отстаивать.
У российских юристов и дипломатов было восемь лет подготовиться. Но кажется, здесь так же, как и везде. Зима наступила внезапно.


@темы: гражданская война, политическая философия, дискриминационная война

В работах по политической философии Карл Шмитт рассматривает три типа государства: правовое государство, государство юрисдикции, государство администрирования.
В правовом государстве выше всего право. Подразумевается, что в законах предусмотрены все возможные варианты событий, а судья только применяет их к конкретному случаю. Недостижимый идеал, бьющийся об реальность.
В государстве юрисдикции выше всего судебное решение. Судья решает, не обращаясь к каким-то сводам законов, непосредственно являя справедливость в своем решении. Так было в Афинах, где никакого свода законов в принципе не существовало. Насколько я понимаю, так же устроено английское право. Во всяком случае, одна из его ветвей.
В государстве администрирования вещи управляют сами собой, то есть решения принимаются из хода вещей, по обстоятельствам, согласно технической или экономической целесообразности происходящего. Американская сверхидея сделать государство частной корпорацией, обслуживающей интересы клиентов, которые ей платят, относится сюда.


@темы: политическая философия, Шмитт