Аристотель теоретически осмысли опыт того, что ни одно правление не является прочным. Монархия сменяется тиранией или аристократия олигархией, поскольку всё в мире портится, разрушается, и лучшее неизбежно сменяется худшим (до теории прогресса еще две тысячи лет). Происходит и смена видов правления по первому принципу: на смену монархии приходит аристократия или цензовая демократия, которые тоже не могут устоять. Аристотель пытается найти закономерность в этом круговороте, и его наблюдения, как и его теории очень интересны.
Через двести лет после Аристотеля его теорию использует греческий историк Полибий. Полибий наблюдал возвышение Рима, который за несколько десятилетий из захолустья на краю земли превратился в республику, контролирующую всё Средиземноморье. Римский государственный строй не менялся несколько веков, и это было парадоксом, который противоречил замечательной теории, неоднократно подтвержденной эмпирически.
Полибий нашел причину устойчивости Рима в том, что Рим совмещает все три формы правления: консулы имеют власть царя, сенат представляет аристократию, народ голосует по важным вопросам и выбирает должностных лиц, у народа можно обжаловать судебное постановление, а народный трибун может наложить вето на решение сената. Помимо совмещения трех видов правления, в Риме есть еще и способы предотвратить их порчу: многие должности дублируются, а разные формы власти контролируют друг друга. Так, консулов два, а не один, они избираются на год, что мешает одному человеку захватить единоличную власть и удерживать ее.
Эта национальная мифология создала потом много проблем Цезарю.
Через двести лет после Аристотеля его теорию использует греческий историк Полибий. Полибий наблюдал возвышение Рима, который за несколько десятилетий из захолустья на краю земли превратился в республику, контролирующую всё Средиземноморье. Римский государственный строй не менялся несколько веков, и это было парадоксом, который противоречил замечательной теории, неоднократно подтвержденной эмпирически.
Полибий нашел причину устойчивости Рима в том, что Рим совмещает все три формы правления: консулы имеют власть царя, сенат представляет аристократию, народ голосует по важным вопросам и выбирает должностных лиц, у народа можно обжаловать судебное постановление, а народный трибун может наложить вето на решение сената. Помимо совмещения трех видов правления, в Риме есть еще и способы предотвратить их порчу: многие должности дублируются, а разные формы власти контролируют друг друга. Так, консулов два, а не один, они избираются на год, что мешает одному человеку захватить единоличную власть и удерживать ее.
Эта национальная мифология создала потом много проблем Цезарю.