Лирическая пауза окончена, продолжаем по существу.
Кроме указанных ранее несущественных признаков (большая территория, полиэтничный состав, экспансия, источник цивилизационной парадигмы для окружающих народов), империя имеет несколько сущностных признаков, свойственных только ей и не свойственных больше никакому государственному устройству. Признаки эти следующие:
1. Правовое нивелирование граждан, то есть никаких правовых преференций никому.
В истории Римской империи процесс правового нивелирования занял несколько столетий.
Напомню, что в республике римский гражданин имел огромные политические права, которых не имели жители других городов и стран, подвластных Риму. Жители одного только Рима голосованием выбирали консулов и распределяли провинции, то есть выбирали правителей всей подвластной Ойкумене.
Решения римского суда были обязательны для всех, но в римском суде не мог судиться не-гражданин. Это приводило к тому, что целые царства и провинции обращались к частным лицам, римским гражданам, которые согласились бы представлять их интересы в римском суде.
Список можно продолжать, на эту тему есть огромная литература, но общая картина ясна. В Римской республике была привилегированная группа, римские граждане. Становление империи было процессом расширения этого привилегированного круга.
в I-м веке до н.э. Сулла даёт римское гражданство италикам - жителям других городов в Италии. В следующем поколении Цезарь даёт римское гражданство цизальпийским галлам. После смерти Цезаря развернулась разрушительная гражданская война, в которой старая аристократия отстаивала старый принцип (римское гражданство только для жителей Рима) и была повержена. При Августе и его наследниках процесс присвоения новым провинциям римского гражданства идёт полным ходом и завершается в 212 г. эдиктом Каракаллы, даровавшим римское гражданство всем подданным империи. Каракалла зафиксировал официально фактически сложившееся в империи положение. Такое положение вещей свойственно только империи и никому больше (если в некотором государственном образовании наличествует привилегированная титульная нация, вычёркивайте сразу, это не империя).
2. Правовое нивелирование территорий.
В империи нет богатой метрополии и ограбляемых колоний, в империи есть имперский центр и остальные равные между собой по статусу земли и города.
3. Одна империя - одна религия. Справедливо в любую сторону. В частности, у народов с одной религией не может быть нескольких империй.
Основная путаница в вопросе с империей происходит от того, что под одним названием смешивают два разных социальных организма - собственно империю и колониальное государство. Не надо этого делать и всё будет понятно.
Кроме указанных ранее несущественных признаков (большая территория, полиэтничный состав, экспансия, источник цивилизационной парадигмы для окружающих народов), империя имеет несколько сущностных признаков, свойственных только ей и не свойственных больше никакому государственному устройству. Признаки эти следующие:
1. Правовое нивелирование граждан, то есть никаких правовых преференций никому.
В истории Римской империи процесс правового нивелирования занял несколько столетий.
Напомню, что в республике римский гражданин имел огромные политические права, которых не имели жители других городов и стран, подвластных Риму. Жители одного только Рима голосованием выбирали консулов и распределяли провинции, то есть выбирали правителей всей подвластной Ойкумене.
Решения римского суда были обязательны для всех, но в римском суде не мог судиться не-гражданин. Это приводило к тому, что целые царства и провинции обращались к частным лицам, римским гражданам, которые согласились бы представлять их интересы в римском суде.
Список можно продолжать, на эту тему есть огромная литература, но общая картина ясна. В Римской республике была привилегированная группа, римские граждане. Становление империи было процессом расширения этого привилегированного круга.
в I-м веке до н.э. Сулла даёт римское гражданство италикам - жителям других городов в Италии. В следующем поколении Цезарь даёт римское гражданство цизальпийским галлам. После смерти Цезаря развернулась разрушительная гражданская война, в которой старая аристократия отстаивала старый принцип (римское гражданство только для жителей Рима) и была повержена. При Августе и его наследниках процесс присвоения новым провинциям римского гражданства идёт полным ходом и завершается в 212 г. эдиктом Каракаллы, даровавшим римское гражданство всем подданным империи. Каракалла зафиксировал официально фактически сложившееся в империи положение. Такое положение вещей свойственно только империи и никому больше (если в некотором государственном образовании наличествует привилегированная титульная нация, вычёркивайте сразу, это не империя).
2. Правовое нивелирование территорий.
В империи нет богатой метрополии и ограбляемых колоний, в империи есть имперский центр и остальные равные между собой по статусу земли и города.
3. Одна империя - одна религия. Справедливо в любую сторону. В частности, у народов с одной религией не может быть нескольких империй.
Основная путаница в вопросе с империей происходит от того, что под одним названием смешивают два разных социальных организма - собственно империю и колониальное государство. Не надо этого делать и всё будет понятно.
Вот оно, начало конца великой империи! Не надо было гастарбайтерам права давать, ох, не надо!
В империи нет богатой метрополии и ограбляемых колоний, в империи есть имперский центр и остальные равные между собой по статусу земли и города.
Но по факту происходит урбанизация, и непропорционально растет размер, населенность и значение столицы.
Одна империя - одна религия.
А вот это для нас на данном этапе задача практически нерешаемая...
Империя появилась после фактической гибели республики. Не думала, что мне придется отделять от империи еще и мелкие полисные государства
Но по факту происходит урбанизация, и непропорционально растет размер, населенность и значение столицы. - Непропорциональный рост значения столицы и колонии, из которых кораблями вывозят золото и рабов - это принципиально разные вещи, вы согласны?
Империя появилась после фактической гибели республики. Не думала, что мне придется отделять от империи еще и мелкие полисные государства
Не обижайтесь
Ну вот какбэ да, это разные вещи. Но вывоз бывает разный. Бывает грубый, как это делали испанцы из Нового Света - пришел, набил морду, забрал, увез. А бывает так, что товарно-денежные отношения работают по принципу пылесоса и сами собой (это та самая невидимая рука - точнее, жопа - рынка) выдувают золото из провинций (по слухам, так случилось в Византии).
Вы по-прежнему говорите об империях во множественном числе, то есть причисляете к империям колониальные государства европейского типа, правильно? Вы считаете указанные мною признаки империи несущественными? Я не вижу для этого оснований, но если у вас они есть, с интересом послушаю.
Ну, они не настолько уж противоположны. Для людей с неимперским мышлением разница между нашими взглядами вообще не видна
Вы по-прежнему говорите об империях во множественном числе, то есть причисляете к империям колониальные государства европейского типа, правильно?
Далеко не все. Но наличие Австро-Венгерской отрицать не могу. И Британской тоже. Вот с Францией сложнее - склонен думать, что империя оказалась ей не по зубам, хотя она так и называлась порой. С Германией тоже вопросы есть...
В империи (не в период кризиса) проводится сознательная политика, не допускающая такого.
Это у нас была советская анти-империя, при которой квази-колонии жили лучше квази-метрополии и в этом была сознательная политика партии и правительства. Но это исключение из правил. В других империях такого безобразия не наблюдалось
Именно то, что вы назвали анти-империей, было осуществлено в Риме, Византии и России. Я это говорю не голословно, это положение можно доказательно обосновать на гораздо более высоком уровне, чем здешние дайрики. Именно этот строй я и называю имперским вот уже который пост.
В других "империях" такого безобразия не наблюдалось, потому что это не были империи, это были колониальный государства. Вы тоже, как и я, видите два принципиально разных строя, только называете и оцениваете их иначе.
С одной стороны, это действительно вопрос терминологии. С другой же стороны, называть анти-империей именно Рим, который породил саму концепцию империи и впервые в истории осуществил её у себя, на мой взгляд диковато. Я уже писала, что поддерживать эти странные претензии не буду. Если вы за Австро-Венгрию, вы против империи, и единомышленницу вы во мне не найдёте.
Чур-чур меня! Окделла я уже скоро бояццо начну
Именно то, что вы назвали анти-империей, было осуществлено в Риме, Византии и России.
Неа. Это было реализовано только в СССР, причем в течение весьма непродолжительного времени. Так что именно это (бОльшую заботу о развитии территорий, заселенных варварами, в ущерб метрополии) я считаю маленьким и неприятным эпизодом на теле всемирного имперского строительства. В общем, развивать территории конечно надо и по факту все империи в той или иной степени в них вкладываются (в конце концов, дороги, порты, крепости нужны самой империи, а не варварам), но вбухать все средства казны в реализацию жилищной программы для каких-нибудь галлов в то время, как бедствуют граждане Рима, живущие в Италии... Думаю, для древних римлян это было бы слишком смело
С другой же стороны, называть анти-империей именно Рим,
Еще раз - ну где я Рим-то обидел?
Если вы за Австро-Венгрию, вы против империи,
Бог с Вами, мне эта империя в общем совсем не мила (хотя и поступок Гаврилы Принципа не так чтоб прям очень одобряю), но отрицать ее имперскую сущность я тоже не могу.
В общем, пора созывать ученый диспут на тему - "Об империи в Талиге"
И это случай не единичный, а показательный. Именно Юстиниан назван Великим, как задавший образец и явивший истинную имперскую сущность как её понимали римляне.
А какую имперскую сущность вы усмотрели в Австро-Венгрии? Не видите вы здесь противоположности, нет?