Продолжаем рассматривать стратегии перевоспитания Ричарда Окделла. Я уже писала об эгоизме, инфантильности, психологических особенностях и неправильном воспитании, рассматривала вариант недоразумения, осталось разобраться с сословными предрассудками.
Анализ фандомной прозы показывает, что осознанно или нет авторы считают причиной всех неприглядных поступков Ричарда в первых трех томах его сословные предрассудки. Он герцог, все вокруг никто, и на этом основании Ричард позволяет себе относиться свысока к окружающим, не присматривается внимательно к тому, что происходит, не уважает других, и как результат не приобретает доверия Алвы и попадает в неприятности.
читать дальше
Как можно избавить Окделла от сословных предрассудков? Нужно обратиться к ценностям более важным и более сильным, чем сословные предрассудки. Основные ценности этого рода таковы:
- любовь к Родине и своему народу (Ортанс, "Единственный шанс" (второй вариант концовки - лучшая из виденных мною иллюстрация имперского мышления); Теренс Флетчер, "Книги");
- воинская доблесть. Сюда относятся все варианты исправления отношений с Герардом - Ричард убеждается, что Герард не трус, Герард спасает Окделлу жизнь в бою и так далее (Волкодав Котик, "Расскажи мне о башне, всадник"; Botan-chan "Во имя монсеньора");
- рыцарская честь. В этих версиях Окделл узнаёт про линию и это меняет его отношение к Алве.
- ещё один вариант, который можно описать как уважение к человеческой личности. Ричард замечает в других людях положительные человеческие качества, которые ценит независимо от происхождения: дружелюбие и преданность Герарда, доброжелательность и ум Марселя, верность и смелость Хуана.
Нельзя не заметить, что все эти методы использованы в каноне, причем без малейшего результата. Ричард убедился в смелости адуанов в Варасте, но не избавился от своего высокомерия. Ричард видит преданность Карваля Роберу, но только утверждается в своей неприязни к Никола. Новость про линию появилась тогда, когда не могла уже повлиять на действия Окделла в отношении Алвы, но вот завещание, найденное в гробнице, должно было изменить человека, для которого рыцарская честь не пустой звук, однако и тут ничего не произошло. Планы воевать с Олларией силами Надора в союзе с Дриксен я даже комментировать не хочу.
Многие читатели считают, что это чисто литературная неудача, писательский провал автора, однако это неверно.
Предложены действенные и хорошие способы избавить человека от сословных предрассудков, но мировоззрение Окделла не сводится к сословным предрассудкам. На него не действуют эти лекарства, потому что они от другой болезни. Это не ошибка автора, на самом деле существует мировоззрение, которому нипочем патриотизм, которое не позволяет связывать своего носителя словом чести, для которого любые достоинства неизбранных служат доказательством их низшего онтологического статуса.
Чтобы прочувствовать это мировоззрение во всей его силе, надо читать Готорна. Из известных мне произведений только "Алая буква" показывает глубину пропасти, отделяющей избранных от мира, со всей серьёзностью, рассматривая проблему в исходном теологическом аспекте.
Итак, чтобы перевоспитать Окделла, нужно совсем иначе моделировать ситуацию. Ни Дюма, ни Вальтер Скотт тут неактуальны. Нужно представить настоящего британца в Африке, в Индии, в Америке лет 200-300 назад и постараться исправить его отношение к дикарям. Для начала постараться его хотя бы представить, вспомнить эту логику мышления. Дикари отважны? Это признак их варварства и глупости, они не понимают опасности и храбры звериной храбростью. Дикарь верен своему вождю и не предает его за деньги? Это опять же признак глупости - не понимает цену денег, и звериной привязанности к вождю - верен ему по-животному, как собака, на уровне инстинктов, недостойно белого человека. Ценит клятву, которую он дал? Дикарское суеверие и варварство. Спас жизнь белому человеку? Это его долг и обязанность, наконец-то это тупое создание осознало хоть такую простую вещь. И так далее.
Только тот метод, который заставит белого человека уважать дикаря и поставить его вровень с собой, подействует и на Окделла.
@темы:
ОЭ,
Окделл,
Невидимая Церковь
Tikky, ето я уже понял!
На счет всего остального - отвечу коротко: потому что Робер (как и Алва, и Марсель) отдает себе отчет в том, что поступает плохо, а Дик внутренне оправдывает любой, самый гадкий свой поступок. И вот именно это, а отнюдь не его действия, делают его таким отвратительным в моих глазах.
Но ведь Робер взрослый человек, а Ричард ещё очень молод, ему-то как раз простительно некое неведение, тем более, примеров нечистоплотной игры перед глазами много от того же Алвы. А вот Роберу не простительно, что он всегда так безропотно идет на поводу - толку то от его угрызений совести - мертвых этим не воскресишь, так что на мой взгляд, Робер (и его поступки) гораздо хуже Ричарда - ведь он делал их осознанно.
Засим, разрешите откланяться, всем спасибо за дискуссию
И вам спасибою
Это что касается происхождения взглядов. Что касается их коррекции под влиянием окружающих с иной цивилизационной идентичностью, это очень сложный вопрос, который я не берусь решить в общем виде. Конкретно об этом случае могу сказать, что если бы Окделл проникся ценностями окружающих, он рассуждал бы как в моём следующем посте.
Вы же в своих рассуждениях пытаетесь представить Алву европейцем, заставить его действовать в системе ценностей Дика. При некотором внешнем сходстве, такая мотивация у Алвы невозможна.
Конкретно о Робере можно сказать так: в его системе ценностей человек без статуса ни за кого не отвечает, а человек, имеющий власть, отвечает за всех подчинённых. Пока Робер находился в первом состоянии, он и вёл себя соответственно своим взглядам и так, как требовало его положение. Когда ситуация поменялась, поменялся и Робер - в полном соответствии со своей системой ценностей. Внешние обстоятельства заставляют проявить то, что уже есть внутри и истолковываются в соответствующем ключе.
Окделла вон не научило ничего и ничему - своё мировоззрение он не изменил. И Робер такой же.
Вовсе нет, я о том, что Дик попросту пытается подстроиться под правила принятые в обществе, хотя они и несвойственны его характеру ( например, что иногда надо лгать, хитрить, добивать безоружных и пр.).
Mr.ACE, ППКС.
И по-моему вы с Mr.ACE ошибаетесь, Ричард до конца остался идеалистом и рыцарем. Тот модус операнди, который по-вашему он должен был усвоить от окружающих, он так и не усвоил (частично потому, что окружающие его и не демонстрировали).
Так с этим вроде никто не спорит, конечно он идеалист. И да, говорю же, он пытался себя вести как его учили, но куда ему до своих учителей
Не то Окделл. Он мало того что нарушает закон, он еще и делает это во имя тех ценностей, которые чужды Талигу.
Но всё равно не понимаю, каким же образом Робер не европеец, если Робер тоже творит разное за идею, и причём далеко не всегда настолько благородную?
И тем более не понимаю, почему раздел между европейцем и русским проходит здесь: так же как Рокэ, вёл себя англичанин Черчилль: "У Англии нет постоянных друзей, нет постоянных врагов. Есть лишь постоянные интересы". Это русские могли ввязаться в войну ради чужой чести и чужих капиталов.
Ну я же вам писала про власть - для Робера власть это когда он всем должен, а для Окделла - когда ему все должны. Вот вам отличие цивилизаций.
Рокэ рискует жизнью за варастийских крестьян, а Дик, когда идёт травить Алву, даже не думает, что убийство Первого Маршала ударит по этим людям - ведь такое событие не может не вызвать попыток бириссцев отыграть всё назад, и даже если Талиг отобъётся, это значит сожженные деревни и убитых невинных людей. Дику даже не приходится сбрасывать со счёта этих людей, потому что ему и в голову не приходит, что с этими людьми надо как-то считаться. Вот вам еще одно отличие.
Вообще, все отличия в идеалах европейских и имперских выводятся из одного простого положения - для русских все люди одинаковы, а для европейца всегда есть группа избранных. А преданность своим идеалам везде одинакова.
Так Дик не маршал, и тем более не первый маршал Талига. Вы же сами говорили об ответственности! У Рокэ, как у маршала, своя ответственность, Дик, как оруженосец, может помочь только королеве спастись, только убив маршала, больше никак. Почему-то Робер, не думающий о том, что гоганов можно не убивать, потому что лично у него, Робера, пока ответственности нет, у вас русский; а Дик, от которого в случае отравления тоже ничего не зависит (более того, он понимает, что вряд ли ему удастся убить Алву, он не Робер, чтобы резать безоружных), почему-то уже европеец.
Неужели, по-вашему, всё дело в одном только Повелительстве, которого Дикон, став Повелителем в 11 лет, просто не успел понять и прочувствовать? Это не нравственность, вообще не моральные качества, это просто пока невзрослость.
Да нет же, белый бык есть и у Рокэ - это интересы Талига, а точнее Кэнналоа, которому по пути с Талигом, и который прикрывает Кэнналоа. И это не плохо. Плохо то, что Ричарда критикуют за то, что он защищает свои интересы и идеи, а других, того же Рокэ - нет.
Рокэ рискует жизнью за варастийских крестьян,
Так он, получается, идеалист покруче Ричарда? Нет, все проще - он отстаивает в Варасте и Кагете интересы Талига, и повторюсь, это не плохо.
Не то Окделл. Он мало того что нарушает закон, он еще и делает это во имя тех ценностей, которые чужды Талигу.
Так да, потому что он отстаивает интересы Талигойи, особенно когда она вновь появилась вместе с Альдо.
Ну я же вам писала про власть - для Робера власть это когда он всем должен
Робер лучше Дика? Какие бы ни были его внутренние терзания - мертвых они не воскресят, а дров он наломал гораздо больше, чем Дик. И как человек он хуже - и присяги нарушал не раз и предавал ( в том числе друзей) не раз тоже. Он много хуже. И заметьте - его часто спасат чудо (авторская воля) или вмешательство других. Например на суде, он бы приговорил Алву если б не Валя. Фердинанда с заложниками бы казнил если б не Алва, ну и т.д. Но вот гоганов прирезал правда, никто не вмешался.
Так Дик не маршал, и тем более не первый маршал Талига. Вы же сами говорили об ответственности! У Рокэ, как у маршала, своя ответственность, Дик, как оруженосец, может помочь только королеве спастись, только убив маршала, больше никак. Почему-то Робер, не думающий о том, что гоганов можно не убивать, потому что лично у него, Робера, пока ответственности нет, у вас русский; а Дик, от которого в случае отравления тоже ничего не зависит (более того, он понимает, что вряд ли ему удастся убить Алву, он не Робер, чтобы резать безоружных), почему-то уже европеец.Неужели, по-вашему, всё дело в одном только Повелительстве, которого Дикон, став Повелителем в 11 лет, просто не успел понять и прочувствовать? Это не нравственность, вообще не моральные качества, это просто пока невзрослость.
Полностью согласен.
Дик, от которого в случае отравления тоже ничего не зависит - Я уже писала об этом. В случае отравления Первого Маршала в недавно замиренной Алвой пограничной окраине опять начнётся война. Бириссцы не упустят своего единственного шанса вернуть всё обратно. Простых варастийцев, которые при этом погибнут, вы вместе с Окделлом и называете "ничего"... Типично европейский подход, очень показательно.
Так он, получается, идеалист покруче Ричарда? Нет, все проще - он отстаивает в Варасте и Кагете интересы Талига - Рисковать жизнью за варастийских крестьян и отстаивать интересы Талига это одно и то же.
Так да, потому что он отстаивает интересы Талигойи, особенно когда она вновь появилась вместе с Альдо. - Талигойя существует в интересах всего одного слоя в Талиге - Людей Чести. Отстаивая интересы Талигойи, Окделл идет против девяти десятых населения своей страны. Неудивительно, что его порицают и от него защищаются. И печальная судьба его закономерна.
Про Робера я уже сказала всё что могла, могу только сослаться на свои старые комментарии и посты по этому поводу.
ninaofterdingen, это не совсем так, и насчет Алвы и насчет Ричарда. Алва прежде всего действует в интересах Кэнналоа, своей "малой родины", но так как защита Талига - это защита Кэнналоа, то... но да, в армии его любят. Ричард действует в интересах Талигойи, когда в столице уже был Аьдо, когда он травил Алву причины были другие, вот как раз в этом мы с вами не сходимся во мнениях, отсюда и разний взгляд на Ричарда.
Рисковать жизнью за варастийских крестьян и отстаивать интересы Талига это одно и то же.
Просто, это звучит несколько пафосно, но будь по вашему. На самом деле, эти крестьяне ему безразличны, конечно же, просто в данный момент этого требуют интересы страны, но по факту - да, рискует.
Талигойя существует в интересах всего одного слоя в Талиге - Людей Чести.
На самом деле, это даже не так важно, важно, чтобы страна была благополучной и сильной. Этого Ричард и хочет, т.е. конечная цель - благосостояние страны - она им и движет. Так что в итоге,по факту, та же забота о всех гражданах, кем бы они не были.
Отстаивая интересы Талигойи, Окделл идет против девяти десятых населения своей страны.
Это утверждение было бы справедливым, применимо к сегодняшним реалиям например, но не в феодальном обществе, где каждый князек тянет одеяло на себя. Потом, вспомните, сколько восстаний было в Талиге за последние лет 20? О чем это говорит, что не все ладно в Датском королевстве и не все довольны, даже из др. слоев общества. За Борнами и Эгмонтом пошли люди, за Робером, кстати тоже.
. Неудивительно, что его порицают и от него защищаются
Кто?
И печальная судьба его закономерна
Не согласен, его судьбу решил Карваль, но он не имел на это права.
Про Робера я уже сказала всё что могла, могу только сослаться на свои старые комментарии и посты по этому поводу.
Я знаю, мы с вами останемся при своих мнениях, скажу только, что Робер просто показан такой милашкой - многие персонажи его понимают и хвалят +его постоянные терзания-рефлексии (толку то от них?), но по факту за ним много преступлений (кстати, даже таких же, что вменяют Ричарду): неоднократные предательста, убийства, пособничество, измена и пр.
Это утверждение было бы справедливым, применимо к сегодняшним реалиям например, но не в феодальном обществе, где каждый князек тянет одеяло на себя - Это вообще непонятно к чему. Талиг не феодальное общество европейского типа, Талиг империя вроде Российской.
Восстания последних двадцати лет показаны как инспирированные из-за границы. Никто и не говорит, что заговоры против сильных держав никогда не удаются. В конце концов всё станет на свои места, но на это бывает нужно время. Неудивительно, что его порицают и от него защищаются.
Кто? - Талигойцы. Вы не видите никакой закономерности в появлении Карваля на пути Ричарда, а напрасно. Если человек своим именем покрывает мародёров, которые убивают простых горожан, то он получит свою обратную связь, если не в виде действий полиции, то в каком-нибудь другом виде.
Неужели? А Кэнналоа, например, какой статус имеет в Талиге?
Ричард понимает благополучную страну как такую, где девять десятых населения не значат ничего, а эории значат всё. Его искренность в приятии этих понятий не может служить оправданием с точки зрения тех 90%, которым навечно отведена роль подвластных.
Ну и что, там же не демократия, поэтому в данных условиях эта логика вполне естественна. Трудно ожидать от человека принципов демократии в таких условиях, да ещё и ставить ему в упрек их отсутствие. Тем более, автором показано, что так и есть, т.е. где девять десятых населения не значат ничего и которым навечно отведена роль подвластных, а эории значат всё 90%. Так ведь и есть по тексту. А тот же Лионель, напиример, или те то ему помогает рассуждает не так?
Талигойцы.
Какие талигойцы, банда Карваля? Это которые женщин вешают и поместья жгут?
Вы не видите никакой закономерности в появлении Карваля на пути Ричарда, а напрасно.
Очень даже вижу, только недомерок преследовал свои цели, а не являл собой народный гнев.
Если человек своим именем покрывает мародёров, которые убивают простых горожан, то он получит свою обратную связь, если не в виде действий полиции, то в каком-нибудь другом виде.
Это про Робера или Карваля? Нет серьезно, где так делает Ричард?
Я тоже уже писала, что ничего не зависит исключительно в том смысле, что у Дика вполне может ничего не выйти. И даже специально сравнила с Робером, который не травил опытного военного, а резал кинжалом беззащитных мирных гоганов. Вы предпочли этого не заметить.Типично европейский подход, очень показательно.
Ну и что, там же не демократия, поэтому в данных условиях эта логика вполне естественна - Вы считаете, что колониальному государству европейского типа (какова в тексте Великая Талигойя) противоположны только демократия? Это неверно. Гораздо большим его антагонистом является империя, Талиг. От Дика требуют имперских ценностей, ценностей его страны и его народа. Так что его логика совершенно неестественна.
Какие талигойцы, банда Карваля? Это которые женщин вешают и поместья жгут? - Они на тот момент уже несколько месяцев выполняли полицейские функции, причем за идею и за еду, жалованья им давно не платили. Если вам угодно не видеть этой эволюции, воля ваша, но мне кажется, вы много теряете при этом.
Нет серьезно, где так делает Ричард? - Ричард взял к себе людей Люра, и их не могут тронуть, потому что их хозяин любимец анакса.
То вы сами говорите об ответственности людей, находящихся на высокой должности, то сравниваете оруженосца-недоучку с маршалами. Не понимаю логики.
Когда Робер был уже не частным лицом, он встретился с Айнсмеллером, и отдал ему мальчишку-стрелка. При этом прекрасно понимая как правоту мальчишки, так и то, что Айнсмеллер - маньяк, получающий сексуальное удовольствие от пыток и смертей. Перед ним - маньяк на высокой должности, он - личный друг анакса, за ним - его люди с оружием в руках... К нему подъезжает маньяк, говорит "Отдайте мне мальчишку" и Робер глухим голосом: "Забирайте!"
Высокая должность есть, ответственность есть - где дела?
На фоне того, как Робер отдал маньяку мальчишку, то, что Ричард СПАС людей Люра от возможной расправы - не самого Люра, а его людей только, приобретает совсем другой коленкор.
В некоторои роде, он рассуждает по-имперски, даже в большей степени: ведь для него все Золотые земли - это будущие талигойские владения. Логика вполне естественна.
Кэналлоа автономия, но уже Придда гораздо сильнее интегрирована в систему, а Эпинэ фактически имперская территория. Автономных и тем более независимых единиц более мелкого размера в Талиге нет. О феодальной вольнице не может быть и речи.
Очевидно, я ошибся, да Талиг эо скорее империя. Хотя некоторые моменты, вроде Канналоа, Марикяры больше напоминают феодальные отношения. Вы кстати сослались на Придду, а помните что сказал Валентин: "Мои люди слушаются только меня." Несколько странное заявление, все же, это он кажется Роберу так ответил.
Они на тот момент уже несколько месяцев выполняли полицейские функции, причем за идею и за еду, жалованья им давно не платили.
Ну вряд ли они такие уж идеалисты. Особенно Карваль, Альдо ведь сделал его генералом, изволь соответствовать. Но что он, что его банда - редкие подонки, на мой взгляд.
Ричард взял к себе людей Люра, и их не могут тронуть, потому что их хозяин любимец анакса.
А что такого страшного в людях Люра, которых взял Ричард? Они-то хотя бы женщин не вешали и дома не сжигали, Блор так вообще героем оказался. И насколько я помню, гарнизон герцога Окделла замечен в мародерстве не был. А вот Робер как Певый маршал как раз отвечает за всех солдат в его подчинении, так что все претензии - к Роберу.