В рассмотрении вопроса о долге горожан перед королём и королевством проявляется одно распространённое недоразумение. Сформулировать его можно примерно так:
государство существует само по себе, в этом нет ничьей заслуги.
Между тем стоит лишь присмотреться к этому утверждению повнимательней, как от него ничего не остаётся.
читать дальшеДля пояснения возьмем социальный организм попроще государства, рассмотрим город, столицу. В городе живёт множество людей и все они участвуют в отношениях, которые формируют город. Город на самом деле это не просто дома и дороги, город на самом деле в головах. Город это тысячи людей, которые знают, как надо жить в этих домах и по каким правилам двигаться по этим дорогам. Горожане пекут хлеб, шьют одежду, привозят в город вино, метут улицы, обогревают жилища, водят детей в школу, собираются по вечерам в трактирах, ходят к друг другу в гости на чашку шадди, меняют деньги, продают духи, чистят шпаги, строят дома, учат танцам, пишут документы, охраняют порядок, издают книги, убирают комнаты, лечат больных и разыгрывают еще десятки жизненных ролей, каждая из которых важна для существования города и каждая из которых появилась на не на пустом месте и требует ежедневных усилий для своего функционирования.
Чтобы по достоинству оценить такое поведение простых горожан, надо правильно представить иерархическую структур общества. Горожане не могут развлекать короля беседой, давать ему полезные советы по управлению государством, составлять его свиту на параде или закрывать его собой при покушении на его жизнь. Горожанам эти действия недоступны в силу самого их положения. Однако горожане могут делать десятки других вещей, которые столь же важны для страны и так же являются их долгом, как для рыцаря война, а для монаха молитва. Если при этом горожане еще кричат ура и в воздух чепчики бросают при появлении короля, это приятный бонус, но никак не обязательная часть их обязанностей. Если город существует и существует как столица, горожане уже сполна исполнили свой долг.
Итак, город не растёт сам как трава после дождя, его существование - результат сознательных усилий тысяч людей, и эти усилия должны поощряться. Если правитель перестаёт по достоинству оценивать эти усилия, то либо он погубит город, либо город сменит правителя.
Таким образом, что в правление Альдо сделали горожане, очевидно - сохранили имперскую столицу. А что сделал для горожан Альдо? Отдал талигойские земли врагам и организовал праздничное гуляние. Дисбаланс не в пользу анакса. Если в композиционном отношении эпизод гибели Альдо является не самым удачным, то историческая неизбежность такого исхода уловлена совершенно верно, потому что с такими представлениями о взаимных обязанностях правителя и подданных в государстве анакс не мог удержать власти в Талиге - и не удержал.
@темы:
Альдо,
ОЭ,
Империя,
анаксия