Мысленный эксперимент последних двух дней понадобился, чтобы я могла правильно ответить всего на один вопрос моей чудесной собеседницы. Беседа наша протекала так: (полностью по ссылке ninaofterdingen.diary.ru/p187045901.htm)
Е: А разве для европейца нет таких категорий, как долг, родина, благо страны?
Н: Большая путаница происходит от того, что мы вкладываем в эти слова разный смысл. Вот хотя бы родина. Для нас Родина - Россия, для француза - Франция. Вы думаете, что это аналогичные, эквивалентные понятия?
Е: Таки я действительно не совсем понимаю разницу, между патриотов французом и патриотом русским. В смысле, я, конечно, понимаю, что первый - француз, а второй русский, но вы, по-моему, имеете ввиду нечто другое.
Надеюсь, теперь уже ясно, что я имею в виду? "Патриот Франции" в переводе на русскую культуру это не "патриот России", а "человек, искренне любящий свою Черниговщину-плюс". Адекватного термина мы для этого не нашли, но разницу обсудили и осознали. То есть в некотором очень важном смысле, для европейца действительно нет таких понятий, как родина, долг перед родиной и благо страны.
Е: А разве для европейца нет таких категорий, как долг, родина, благо страны?
Н: Большая путаница происходит от того, что мы вкладываем в эти слова разный смысл. Вот хотя бы родина. Для нас Родина - Россия, для француза - Франция. Вы думаете, что это аналогичные, эквивалентные понятия?
Е: Таки я действительно не совсем понимаю разницу, между патриотов французом и патриотом русским. В смысле, я, конечно, понимаю, что первый - француз, а второй русский, но вы, по-моему, имеете ввиду нечто другое.
Надеюсь, теперь уже ясно, что я имею в виду? "Патриот Франции" в переводе на русскую культуру это не "патриот России", а "человек, искренне любящий свою Черниговщину-плюс". Адекватного термина мы для этого не нашли, но разницу обсудили и осознали. То есть в некотором очень важном смысле, для европейца действительно нет таких понятий, как родина, долг перед родиной и благо страны.
К примеру, интересно сравнение процесса объединения англов, саксов и ютов в единый социум в X-XI веках или процессов формирования германской общности из саксов, баваров и, к примеру, тюрингов, с аналогичным процессом в средневековой России.
Шпенглер нам тут поможет?
И где он вообще проводил сравнительный анализ этих процессов?
Шпенглер дал метод и показал его применение на примере двух больших цивилизаций - античной и европейской. Зная этот метод, можно применить его для анализа русской цивилизации, что начинает делать Гумилёв. Говорить на эти темы не опираясь на этих авторов очень тяжело. Это как обсуждать дифференциальные уравнения с тем, кто не знает, что такое производная. Если вы хотите этим заниматься, вам придётся запастись терпением.
ВОт и я о том.
Поэтому возникает элементарный вопрос - отчего мы процесс объединения тверичей и новгородцев вокруг Москвы считаем чем-то отличным от процесса объединения, скажем, кентцев и нортумбрийцев вокруг Уэссекса? Подобный тривиальный исторический процесс проходил во множестве европейских стран - где-то в IX-XI, где-то в XIV-XVI веках- и оснований считать его для одной избранной странs каким-то особеннымy нет. Никаких. А уж тем более, нет оснований сравнивать его с совершенно посторонним процессом культурной интеграции.
С тем же успехом англичане могут заявить, что слияние Берниции, Дейры или Мерсии с Уэссексом было высшей степенью исторического процесса, до которого не дозрели Австрия, Россия, Швейцария и Лихтенштейн, еще не объединившиеся вместе.
С точки зрения элементарных исторических фактов (а не писаний Гумилева со Шпенглером) это было бы столь же обоснованным заявлением, что и Ваше. Тоже фактами не подтверждающимся и основанным не на фактах и не истории, а на милой сердцу идеологии.
Если вы не хотите читать основополагающие работы по обсуждаемой теме, то вряд ли мы с вами достигнем какого-то приемлемого результата.
Глубина этого доказательства просто потрясает.... Нет, я действительно восхищен столь нетривиальным доказательством того, что исторические законы на территории России не действуют.
А более серьезное доказательство отличия процессов интеграции в России и в Англии, Франции, Германии или Швейцарии будут? Или все доказательства сведутся к такому же: "это не так, потому что это не так, потому что это не так"?
Если вы не хотите читать основополагающие работы по обсуждаемой теме, то вряд ли мы с вами достигнем какого-то приемлемого результата.
Если Вы укажете ту самую основополагающую работу, в которой конкретно доказывается, что интеграционные процессы в средневековой России чем-то принципиально отличались от аналогичных процессов в средневековой Англии, Франции, Швейцарии или Германии - я ее с удовольствием прочитаю. Но я читал много основополагающих работкасающихся интеграционных процессов - и ни в одной столь экстравагантных идей не встречал.
И я все не могу дождаться от Вас ссылку на эту самую работу. И Ваших собственных доказательств - тоже. Пока вижу только упоминания известных имен без конкретных ссылок и голословные декларации без мало-мальских пояснений.