Мысленный эксперимент последних двух дней понадобился, чтобы я могла правильно ответить всего на один вопрос моей чудесной собеседницы. Беседа наша протекала так: (полностью по ссылке ninaofterdingen.diary.ru/p187045901.htm)
Е: А разве для европейца нет таких категорий, как долг, родина, благо страны?
Н: Большая путаница происходит от того, что мы вкладываем в эти слова разный смысл. Вот хотя бы родина. Для нас Родина - Россия, для француза - Франция. Вы думаете, что это аналогичные, эквивалентные понятия?
Е: Таки я действительно не совсем понимаю разницу, между патриотов французом и патриотом русским. В смысле, я, конечно, понимаю, что первый - француз, а второй русский, но вы, по-моему, имеете ввиду нечто другое.
Надеюсь, теперь уже ясно, что я имею в виду? "Патриот Франции" в переводе на русскую культуру это не "патриот России", а "человек, искренне любящий свою Черниговщину-плюс". Адекватного термина мы для этого не нашли, но разницу обсудили и осознали. То есть в некотором очень важном смысле, для европейца действительно нет таких понятий, как родина, долг перед родиной и благо страны.
Е: А разве для европейца нет таких категорий, как долг, родина, благо страны?
Н: Большая путаница происходит от того, что мы вкладываем в эти слова разный смысл. Вот хотя бы родина. Для нас Родина - Россия, для француза - Франция. Вы думаете, что это аналогичные, эквивалентные понятия?
Е: Таки я действительно не совсем понимаю разницу, между патриотов французом и патриотом русским. В смысле, я, конечно, понимаю, что первый - француз, а второй русский, но вы, по-моему, имеете ввиду нечто другое.
Надеюсь, теперь уже ясно, что я имею в виду? "Патриот Франции" в переводе на русскую культуру это не "патриот России", а "человек, искренне любящий свою Черниговщину-плюс". Адекватного термина мы для этого не нашли, но разницу обсудили и осознали. То есть в некотором очень важном смысле, для европейца действительно нет таких понятий, как родина, долг перед родиной и благо страны.
А мне показалось, что мы просто договорились о формулировке. Называть патриотизмом отношение к Руси, а к Черниговщине - любовь к малой родине.
По сути тот же патриотизм, только понятие родины разное.
ninaofterdingen.diary.ru/p187071719.htm
До сих пор у нас выходило, что патриотизм и любовь к малой родине отличаются так, как трехмерное и двумерное мышление, а теперь вы никакой принципиальной разницы не видите?
Ну да, это потому как очень сложно обьяснить человеку, который любит только свой Киев, что можно одновременно любить еще и Новгород.
Только это не значит, что он не патриот своего Киева.
Меня интересует социальный организм, больший чем Франция. Для русского это Россия, и любовь к России мы называем патриотизмом. Французу вообще невозможно объяснить, что это такое.
Теперь можно вернуться к нашим эориям. Патриотизма к Европе у европейца нет. Соответственно, патриотизма к России он даже понять не может. Рассмотрим теоретически взаимодействие этих двух менталитетов - европейца и русского. Взаимодействие происходит в России, на нашей территории. Когда мы говорим "патриотизм" и требуем от человека понимания некоторых общезначимых вещей, мы имеем в виду не французский патриотизм, а наш. Француз его не понимает и воспроизвести в своих действиях не может - тысяча лет в своей банке со скорпионами не дают.
Моё тезис первый - этой границы нельзя преодолеть интеллектом. Обычному человеку, даже очень умному, не понять, чего мы от него хотим вместо его французского патриотизма. Обвинения Окделла в глупости по большей части беспочвенны. Он обычный неглупый европеец в России.
И тезис второй - большая часть злоключений Дика происходит не от его личных косяков, случайностей или произвола автора. В его образе Европа сталкивается с Россией. Типичные европейские реакции в типичной русской среде - вот что такое Окделл.
Теперь можно вернуться к нашим эориям. Патриотизма к Европе у европейца нет. Соответственно, патриотизма к России он даже понять не может. Рассмотрим теоретически взаимодействие этих двух менталитетов - европейца и русского. Взаимодействие происходит в России, на нашей территории. Когда мы говорим "патриотизм" и требуем от человека понимания некоторых общезначимых вещей, мы имеем в виду не французский патриотизм, а наш. Француз его не понимает и воспроизвести в своих действиях не может - тысяча лет в своей банке со скорпионами не дают.
И опять немного не то. Общечеловеческие ценности (ага, самое любимое, сказала заумно, а что конкретно - не знает никто :Р) одинаковые и у русского и у француза. Разные понимания понятия "свои" и "чужие". У француза свои - это французы, у русского - русские, а не только москвичи, скажем. Зато англичане для французов это уже чужие, в лучшем случае временные союзники.
Что касается Окделла. Не в этом его проблема. У него вместо моральных принципов - каша, из которой в нужный момент достается то, что удобней. Был бы он просто европейцем - радел за свой Надор, и думал бы, как же усилить Надор, а не построить Великую Талигойю, где не нужно напрягаться, и так все должны. Но о Надоре он не заботится вообще. Вот тут поминали Игру Престолов, имхо, там как раз таки и дано то мировоззрение, о котором вы говорите. И что мы видим? Тот же Тайвин радеет за Бобровый Утес, Нед - за Север (в силу своих способностей, конечно), на страну им в принципе плевать, но не на свои королевства.
Разные понимания понятия "свои" и "чужие". У француза свои - это французы, у русского - русские, а не только москвичи, скажем. Зато англичане для французов это уже чужие, в лучшем случае временные союзники. - Ну допустим. Из французского понимания своих следует тысячелетняя грызня в Европе, которую все так дружно осуждали несколько постов назад. Из русского понимания своих следует полное исчезновение междоусобиц еще 500 лет назад и неактуальность этой проблемы, которую европейцы так и не решили. Как же можно говорить, что это в принципе одно и то же?
Был бы он просто европейцем - радел за свой Надор, и думал бы, как же усилить Надор, а не построить Великую Талигойю, - Великая Талигойя в нашем случае это единая Киевская Русь, о которой я говорила в примере, к которой все возводят свои династии и по образцу которой строят свои столицы. Ну не могут они отпустить эту мысль, чувствуют свою ущербность без империи. Чувствуют, что один Надор (одна Франция) это часть, малая и в силу этого ущербная часть целого. Эта линия не опровергает Бобровый Утес, а идёт параллельно с ним (сериал начала и бросила, таких тонкостей уже не помню).
Да.
Всем хочется вкусно кушать, чтобы никто не обижал, чтобы относились уважительно, чтобы дети были счастливы, и далее далее далее. А русский или француз - дело десятое. Я именно это имею ввиду.
Ну допустим. Из французского понимания своих следует тысячелетняя грызня в Европе, которую все так дружно осуждали несколько постов назад. Из русского понимания своих следует полное исчезновение междоусобиц еще 500 лет назад и неактуальность этой проблемы, которую европейцы так и не решили. Как же можно говорить, что это в принципе одно и то же?
Вас еще не утомили мои аналогии? Я бы вам рассказала о моющих средствах.
Великая Талигойя в нашем случае это единая Киевская Русь, о которой я говорила в примере, к которой все возводят свои династии и по образцу которой строят свои столицы. Ну не могут они отпустить эту мысль, чувствуют свою ущербность без империи. Чувствуют, что один Надор (одна Франция) это часть, малая и в силу этого ущербная часть целого. Эта линия не опровергает Бобровый Утес, а идёт параллельно с ним (сериал начала и бросила, таких тонкостей уже не помню).
Это не отменяет того, что наш обьект должен радеть за свой Новгород и делать все для его благополучия.
Хм. Вы говорили об отношении к Джейме при этом. Вы книгу читали? Или это выводы из части сериала?
Вас еще не утомили мои аналогии? Я бы вам рассказала о моющих средствах. -Пожалуйста, хотя я бы предпочла прямой ответ на этот пассаж. Я ведь уже без аналогий говорю.
Хм. Вы говорили об отношении к Джейме при этом. Вы книгу читали? Или это выводы из части сериала? - из части сериала.
Так это не общечеловеческое, а конкретное. Не понимаю, к чему это, поясните пожалуйста.
Пожалуйста, хотя я бы предпочла прямой ответ на этот пассаж. Я ведь уже без аналогий говорю.
Зона ответственности разная, но ответственность одна и та же.
- Пусть будет конкретное. В этом разница между патриотом французом и патриотом русским. Они по-разному понимают, что такое родина, и это кардинально отличает их поведение.
Зона ответственности разная, но ответственность одна и та же. - Нет. Тогда либо Европа давно была бы единой империей, либо мы бы до сих пор стреляли друг в друга в окопах под Киевом. Это разная ответственность.
Одни считают свою родину Францией, другие - Россией. При чем тут врачи и трупы - не понимаю.
Зона ответственности разная, но ответственность одна и та же. - Нет. Тогда либо Европа давно была бы единой империей, либо мы бы до сих пор стреляли друг в друга в окопах под Киевом. Это разная ответственность.
У нас разные обстоятельства были и есть. И поэтому у нас сформировались разные менталитеты.
ninaofterdingen.diary.ru/p187064297.htm
Потому что при такой любви к малой родине игнорируется родина большая и начинается резня. Когда люди считают своей родиной Россию, такого не происходит.
Следовательно, разное понимание патриотизма приводит к разным действиям, причем не одного человека, а целой общности. Поведение людей, по-разному понимающих патриотизм, кардинально отличается - немцы стреляют по Парижу, а харьковчане не стреляют по Туле.
Следовательно, разное понимание патриотизма приводит к разным действиям, причем не одного человека, а целой общности. Поведение людей, по-разному понимающих патриотизм, кардинально отличается - немцы стреляют по Парижу, а харьковчане не стреляют по Туле.
Да. Это разные зоны ответственности. Новгородцы у москвичей находятся в зоне ответственности, а парижане у немцов - нет.
У Окделла не каша в голове, а именно вот это двумерное понимание реальности. Оно по-своему последовательно и логично, потому у него посмотрите сколько поклонников. А для нас, русских, оно выглядит именно так как и выглядит - ущербно как-то, с необъяснимым прошитым багом.
Так он и за Надор то свой не особо беспокоился. И вообще, каким образом в зону ответственности влезла Оллария?
У Окделла не каша в голове, а именно вот это двумерное понимание реальности. Оно по-своему последовательно и логично, потому у него посмотрите сколько поклонников. А для нас, русских, оно выглядит именно так как и выглядит - ущербно как-то, с необъяснимым прошитым багом.
Ну, тут радетели Окделла авторитетно заявляют, что их больше.
Именно, что каша. Он периодически выдает противоположные вещи. Из недавно попавшегося (цитаты неточные). "Валентин скуп, как любой спрут" и n страниц спустя "Спрут швыряется золотом как Ворон" - вот это каша.
Или вспомните тот же диалог перед дуэлью Валентина и Ричарда, тоже показательно.
Ну, тут радетели Окделла авторитетно заявляют, что их больше. - Смотря где
Т.е. у нашего жителя Новгорода Новгород где-то на грани зоны заметности. Очевидно, наш новгородец знает, что где-то есть такой Новогород. Только как при этом он может считаться патриотом Новгорода?
Смотря где
Полагаю, в своих головах. Иных мест я не знаю.
Хм... Европа - это несколько народов со своими историями, культурами и даже странами. У них есть кое-что общее, что объединяет некоторых европейцев и позволяет говорить о их любви к Европе.
В результате нет такого народа "европейцы". Есть французы, немцы и, скажем, испанцы.
Вы утверждаете, что Россия тоже не имеет общей культуры, истории и государственности, и, соответственно, нет никакого единого народа?
Мысль интересная... Если вспомнить, лет так семьдесят назад в одной европейской стране некоторые идеологи ее развивали...
Вы утверждаете, что Россия тоже не имеет общей культуры, истории и государственности, и, соответственно, нет никакого единого народа? - Напротив. Я утверждаю, что Россия объединила в одни народ тверичей, москвичей, новгородцев, владимирцев и так далее. Каждая из этих коллективных идентичностей имела все шансы остаться таким народом, как французы и испанцы. и застрять на этой ступени на 500 лет, как это произошло в сходных начальных условиях в Европе.
Я утверждаю, что Россия это более высокий уровень развития социума, чем Европа.
Они тоже говорили на разных языках, имели разную культуру и не обладали общностью происхождения? Как, скажем, немцы с испанцами? Интересно...
Только вот ведь проблема - если вспоминать тверичей с москвичами, то нужно заодно не забывать баваров с тюрингами или аквитанцев с франками и семь королевств Англии и их предысторию (ютов, англов, саксов). Тогда аналогия будет более строгой и выводы окажутся более справедливыми.
Я утверждаю, что Россия это более высокий уровень развития социума, чем Европа.
Это я понимаю - как и то, что для подтверждения этой мысли нужно игнорировать элементарные исторические факты...
Объединение разных мелких общностей в один народ в европейских странах происходило достаточно давно. Примером тому могут служить объединение новгородцев с тверичами, шампанцев с пикардийцами, саксонцев с тюрингами, англов, саксов и ютов или, скажем, гетов со свеями.
В некоторых странах этот процесс сопровождался дополнительными процессами (объединение англо-саксов и норманских выходцев).
Никаких оснований выделять этот процесс в любой из стран и рассказывать, что он "выше по уровню развития социума" нет и в помине.
Только вот найти упоминание у Вас о том, что подобные процессы протекали по Европе в те же и более ранние времена, не удается - даже нет уверенности, что Вы ими интересовались.