Оригинал взят у schwalbeman в О ресурсах
Главным ресурсом России являются ее огромные территории. Это ресурс ресурсов. Он порождает и нефть, и газ, и лес, и металлы, и все прочее. Чего не хотят понимать наши западники (вкупе с некоторыми почвенниками), так это того, что территориальный ресурс, при всей своей кажущейся весомости, грубости и зримости, нематериален.
Поясню на примере. Моя старая знакомая-швабка (весьма культурная дама, пять языков и два высших) жалуется мне, что вынуждена постоянно контролировать себя, разговаривая на литературном немецком (Hochdeutsch). Это-де у нее не родной язык. Родной же диалект отличается от хохдойча, по-видимому, сильнее, чем русский от украинского. Ибо это у нее не швабиш даже, а совсем что-то экзотическое, из местечка. Ситуация, при которой жители Петербурга, Архангельска, Астрахани и Владивостока могут (и, в отличие от немцев, могли в XIX веке) общаться, не испытывая совершенно никаких лингвистических затруднений, вызывает у немца чувство искреннего изумления.
Территориальный ресурс есть ресурс духовный, психологический. Это способность, распространившись на одинадцать часовых поясов, не утратить культурной общности и идентичности. Я часто слышу (вот, намедни, в германском поезде от юного весьма раздраженного собеседника услыхал), об ужасной, вопиющей несправедливости, по которой русские граничили на Востоке с необжитыми и дикими, но при этом сказочно богатыми землями. Это-де соседство развратило их, позволив получить обширные колонии без свойственных колониальной политике издержек.
Эти глупости я прокомментирую еще одним примером: в свое время у франков образовалось больше земли, чем могло поместиться в их франкских мозгах. Именно благодаря этому сформировались, как отдельные нации, французы и немцы.
Воспитанные на Булгакове, все мы с младых ногтей привыкли думать, что "разруха в головах". Возможно; но и многое из того, что несправедливо считается даром природы или капризом истории, ведет свое начало оттуда же. Головы русских подходят для того, чтобы содержать в себе одинадцать часовых поясов. Это и есть их ресурс, конвертируемый в нефть и газ. Ни немцы, ни французы не справились бы, выпади на их долю вышеупомянутая "вопиющая несправедливость". Территории бы никуда не делись, но ни с чем не сравнимым преимуществом целокупного владения не воспользовался бы никто: мы имели бы пятнадцать тихо переругивающихся между собой Франций, и книжные полки их жителей ломились бы от словарей, ибо все они говорили бы на разных языках.
Видимо, самая высмеиваемая черта русского менталитета — его чрезмерная, гротескная масштабность. "Зато мы делаем ракеты", "гондурас беспокоит" etc. Не зависть ли лютая породила все эти шуточки? Взгляните на глобус.
Главным ресурсом России являются ее огромные территории. Это ресурс ресурсов. Он порождает и нефть, и газ, и лес, и металлы, и все прочее. Чего не хотят понимать наши западники (вкупе с некоторыми почвенниками), так это того, что территориальный ресурс, при всей своей кажущейся весомости, грубости и зримости, нематериален.
Поясню на примере. Моя старая знакомая-швабка (весьма культурная дама, пять языков и два высших) жалуется мне, что вынуждена постоянно контролировать себя, разговаривая на литературном немецком (Hochdeutsch). Это-де у нее не родной язык. Родной же диалект отличается от хохдойча, по-видимому, сильнее, чем русский от украинского. Ибо это у нее не швабиш даже, а совсем что-то экзотическое, из местечка. Ситуация, при которой жители Петербурга, Архангельска, Астрахани и Владивостока могут (и, в отличие от немцев, могли в XIX веке) общаться, не испытывая совершенно никаких лингвистических затруднений, вызывает у немца чувство искреннего изумления.
Территориальный ресурс есть ресурс духовный, психологический. Это способность, распространившись на одинадцать часовых поясов, не утратить культурной общности и идентичности. Я часто слышу (вот, намедни, в германском поезде от юного весьма раздраженного собеседника услыхал), об ужасной, вопиющей несправедливости, по которой русские граничили на Востоке с необжитыми и дикими, но при этом сказочно богатыми землями. Это-де соседство развратило их, позволив получить обширные колонии без свойственных колониальной политике издержек.
Эти глупости я прокомментирую еще одним примером: в свое время у франков образовалось больше земли, чем могло поместиться в их франкских мозгах. Именно благодаря этому сформировались, как отдельные нации, французы и немцы.
Воспитанные на Булгакове, все мы с младых ногтей привыкли думать, что "разруха в головах". Возможно; но и многое из того, что несправедливо считается даром природы или капризом истории, ведет свое начало оттуда же. Головы русских подходят для того, чтобы содержать в себе одинадцать часовых поясов. Это и есть их ресурс, конвертируемый в нефть и газ. Ни немцы, ни французы не справились бы, выпади на их долю вышеупомянутая "вопиющая несправедливость". Территории бы никуда не делись, но ни с чем не сравнимым преимуществом целокупного владения не воспользовался бы никто: мы имели бы пятнадцать тихо переругивающихся между собой Франций, и книжные полки их жителей ломились бы от словарей, ибо все они говорили бы на разных языках.
Видимо, самая высмеиваемая черта русского менталитета — его чрезмерная, гротескная масштабность. "Зато мы делаем ракеты", "гондурас беспокоит" etc. Не зависть ли лютая породила все эти шуточки? Взгляните на глобус.
Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этойширокой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
А черта простая. Отношение ко всему, как к одноразовому, вот ты попользовался - можно выбросить или сломать. И непонимание, как можно иначе. Дескать, если стакан поставили бьющийся и не берут штрафы, значит его можно бить.
" Самая высмеиваемая черта русского менталитета"
Вообще-то это очень отдалённо относится к теме поста.