Автор edelberte
Интерес и симпатии к язычеству и многобожию среди поклонников фэнтези вызывают у меня не то чтобы сильное огорчение - да молодо-зелено же! - но... недоумение. Почему-то они видят в этом свободу. Почему? Ведь, казалось бы, очевидно: если Бог один, Он есть абсолют и средоточие всего высшего. Если больше одного, то такие "боги" отличаются от людей только тем, что сильнее. Ну там молниями кидаются, живут долго... нагадить могут сильно при желании. Многобожие - это поклонение силе в чистом виде. Даже не поклонение - подчинение, заискивание. Они ж сильнее - как же их не задобрить!
Такая вот свобода.
Неужели не замечают?
Интерес и симпатии к язычеству и многобожию среди поклонников фэнтези вызывают у меня не то чтобы сильное огорчение - да молодо-зелено же! - но... недоумение. Почему-то они видят в этом свободу. Почему? Ведь, казалось бы, очевидно: если Бог один, Он есть абсолют и средоточие всего высшего. Если больше одного, то такие "боги" отличаются от людей только тем, что сильнее. Ну там молниями кидаются, живут долго... нагадить могут сильно при желании. Многобожие - это поклонение силе в чистом виде. Даже не поклонение - подчинение, заискивание. Они ж сильнее - как же их не задобрить!
Такая вот свобода.
Неужели не замечают?
Тут, в принципе, если не разглагольствовать много, то тезис сводится к одному - Чем больше выбор, тем свободнее себя чувствует человек.
Что касается многобожия, то в твоем рассуждении над всеми богами стоит твое понятие о правильном и приемлемом. Если так, то ты по сути поклоняешься не одному божеству среди многих божеств, а Правильному как таковому, то есть чему-то единому, что превыше всех отдельных богов. Это хоть и примитивный, но уже монотеизм. Ты несвободна, ты не можешь делать то, что считаешь неправильным.
В политеизме есть такая функция, как "заблуждаться", а так же "сомневаться". Если ты применишь эту функцию, то ни один из богов на тебя не рассердится, а будет ждать, когда ты выберешь того, чью программу ты будешь считать идеальной. И они дают тебе право так ошибаться не один раз, и не два. Т.е. Правильным и Приемлемым для тебя на данный момент будет то божество, которое ты выберешь сам, а не которое является априори Правильным и Приемлемым, Абсолютом и Единым Верным из всего множества.
В этом для многих и заключается свобода. Выбрать не пишущего в нотной тетради Моцарта, а Сольери, который готовил убийство. И в том-то и соль, что за твой сознательный выбор ты несешь ответственность. И это повлияет на твою последующую жизнь.
Если так посудить, то в любой религии нет абсолютной свободы. Потому что адепт (верующий) уже заблаговременно подчиняется канонам и догмам, принимает на веру то, что кто-то говорил до него, верит в то, чего сам еще не видел. В религии и вере подавляется абсолютная свобода существа. Потому что нет свободы в том, чтобы преклонить перед кем-то колени.
А в монотеистической религии ты должен подчиняться церкви, индульгенции там покупать или душу изливать. В язычестве (в фентезийном, по крайней мере), ты можешь выбрать. И да, это плюс, что они на людей похожи. И становиться перед этими "сильными людьми" на колени, как и перед Богом\Аллахом\Еще кем нибудь - это тоже личный выбор и тоже свобода, даже если это свобода выбрать себе смерть и небытие.
До этого додумался еще Платон. Древние философы были последовательны и логичны. Сила, которая выше богов и определяет каждый их поступок, сама является богом, причем самым сильным из всех. Это и называется с тех пор монотеизмом.
И что значит бог на тебя обидится, если ты выберешь неправильно? Это, прости меня, детские фантазии, которые не имеют отношения к реальности. Если ты выйдешь под дождь без зонта, ты промокнешь. Ты же не считаешь, что дождь на тебя обиделся? Или что на тебя обиделся тот, кто тебя об этом предупредил?
А в монотеистической религии ты должен подчиняться церкви, индульгенции там покупать или душу изливать. - Ну во-первых, не нужно особенности католический церкви распространять на весь монотеизм вообще. Это некорректно, правда? А во-вторых, человек с радостью подчиняется любым установлениям, если считает их правильными. Вы даже согласны встать на колени перед таким существом, как вы сами, только более сильным. А кто-то согласен пойти на исповедь. И тот, и другой в своем праве.
Дар всегда можно закопать. Тоже выбор.
В одну систему взглядов это укладывается очень легко, стоит лишь допустить, что кому-то твой выбор не подойдет, пусть у них будет свой. И каждый выбирает для себя, что ему превыше всего.
Ksenia Po
Потому что адепт (верующий) уже заблаговременно подчиняется канонам и догмам, принимает на веру то, что кто-то говорил до него, верит в то, чего сам еще не видел.
Так вот, тебя не смущает, что ты говоришь на языке, который не ты изобрела, живешь в городе, который не ты распланировала и построила, используешь математические правила, которые не ты открыла, которые ты не можешь произвольно изменить или отбросить, если они тебя не устраивают, что держать в руках меч тебя научил кто-то другой, и готова поспорить, жёстко требовал от тебя "подчиняться канонам и догмам, принимать на веру то, чего ты не знаешь"?
Твоё определение свободы отвергает не только любую религию, но и вообще человеческую культуру как таковую. В идеале твой свободный человек это даже не Маугли, потому что и Маугли чем-то обязан волкам и что-то "принял на веру". Один человек не может воспроизвести с нуля весь опыт человечества и большую часть того, что знает, он принимает на веру. Имей в виду.
Есть то, что ты выбираешь сам, за это и стоишь. И даже если твое дело правое, - Как вы можете узнать, что ваше дело правое? Это определяется только вашим личным желанием?
Оно ведь и действительно не всё так примитивно. Вот другие комментаторы отрицают, что поклоняются чистой силе, то есть привнесли сюда неявно ещё какие-то моменты, которых само язычество не содержит. Наши современники всё-таки сложнее, чем эти древние примитивные верования.
А как вообще это определяют? У каждого свои критерии.
мне кажется, вы не продумали до конца свои основания.
В чем не до конца?
Нина, а можно тебя спросить где именно я здесь определяла мою и чью-либо свободу, а так же говорила о своих идеалах свободы и прочем, что ты почему-то мне приписала?
Мне казалось, что мы здесь говорим политеизме и монотеизме,а не о том, что кто-то кого-то учил фехтовать мечом. Это уже, прости, но переход на личности.
Но отличие религии и того, кто и когда меня учил пользоваться мечом вот в чем: я выбрала эти тренировки сама, мне их не навязывали ни родители, ни сердобольные бабушки на улице, меня не запугивали тем, что если я не пойду на тренировку в субботу, то меня накажет Великое Божество Мечей, мне дали в руки меч, меня учили и жестко требовали "подчиняться канонам и догмам", а затем мне дали свободу выбора - я могла продолжать ходить на тренировки, могла прекратить заниматься, могла использовать выученные приемы так, как захочется мне, лишь бы они оставались эффективными. И никто мне из-за этого ничего бы не сказал. Никто не назвал бы меня мечеотступником, не пугал горением в аду для саблистов и прочая.
Я говорю о религии и свободе, а не о градостроительстве и свободе, лингвистике и свободе, математике и свободе.
Как вы можете узнать, что ваше дело правое? Это определяется только вашим личным желанием? Точно так же, как и все остальные. Любая религия говорит, что она единственно верная. Чем мы хуже?
Прости Нина, но я не поклоняюсь вообще ни чему. И не отношу себя ни к какому конкретному виду язычества или религии. Не стоит говорить за других.
А как вообще это определяют? У каждого свои критерии. - То есть вы никак не можете сказать, что ваше дело правое, потому что правого дела не бывает в принципе. Правильно?
Что до сердобольных бабушек и запугивания адом, ты конечно можешь назвать христианством то, что тебе угодно, и победоносно это опровергать, только смысла в этом немного. Всё, что ты перечислила, не имеет никакого отношения к христианской догматике. Ты сейчас выступаешь в роли человека, который судит о математике по случайным разговорам на улице. Много ли можно так узнать и имеет ли смысл тратить силы на то, чтобы это опровергнуть?
Любая религия говорит, что она единственно верная. Чем мы хуже? - Христианство это доказывает. А ты говоришь, что доказательств в принципе не существует. Всё-таки разница.
Прости Нина, но я не поклоняюсь вообще ни чему. И не отношу себя ни к какому конкретному виду язычества или религии. Не стоит говорить за других. - Не буду, прости. Очевидно, не так тебя поняла. Меня можно поправлять, я буду только рада.
Почему же? Мое дело правое для меня, я при этом опираюсь на некие свои критерии. Кому-то достаточно для определения своего дела слов маменьки, кому-то - клятвы, кому-то личных убеждений, а кто-то вообще не уверен в своей правоте, но иначе не может или не хочет. Эта вещь зачастую субъективна. А когда приходит некто, и говорит "нет, я знаю, как все должно быть", естественно, что некоторым это претит.
Помните старую как мир дилемму о волчице и ягненке?
А причем тут справедливость? Если мы хотим поговорить именно о ней, то нужно определиться, что такое эта справедливость.
Берем словарь Даля:
СПРАВЕДЛИВЫЙ, -ая, -ое; ив. 1. Действующий беспристрастно; соответствующий истине. С. судья. С. поступок. Справедливое решение. Справедливо (нареч.) оценить. 2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливое требование. 3. Истинный, правильный. Полученные сведения оказались справедливыми. Ваше возмущение вполне справедливо. II сущ. справедливость, -и, ж.
О каком из определений говорим? Или у вас есть свое?
О каком из определений говорим? Или у вас есть свое? Это вы заговорили о правоте. Если по-вашему правота не тождественна справедливости (так тоже может быть), что это для вас такое?
В почти любой отрасли человеческой деятельности возможны изменения в догматах и тому, что ты воспринимал всю жизнь на веру. К примеру, всю жизнь ты считал, что построенный у тебя дома сарай построен стопроцентно верно. А потом (приведу к примеру себя) выучился на инженера-строителя и понимаешь, что догматы твоего прошлого не выдерживают критики твоего настоящего. И ты берешь и показываешь как нужно правильно строить сарай. И тебе говорят за это спасибо. А в религии как? Ты приходишь, ты показываешь как нужно, тебя предают анафеме (это если христианство), и ты идешь строить свою секту. Т.е. религиозные догматы никогда и ни за что не будут признаны устаревшими или неправильными.
ты конечно можешь назвать христианством то, что тебе угодно, и победоносно это опровергать, только смысла в этом немного. Я называю христианством то, что само себя так называет. Я не выдумываю ничего, не стремлюсь навертеть лишних деталей.
Ты сейчас выступаешь в роли человека, который судит о математике по случайным разговорам на улице Отнюдь. Я с детства крещеная. Росла в православной семье средней набожности. Библию начала читать лет в 11-12, к своему сожалению, не прочла её вдоль и поперек, но и так многое из неё помню. Помимо фехтования на мечах в 19 лет стала увлекаться религиоведением, при случае изучала разные религии, вероисповедания и религиозные течения. Не раз и не два серьезно разговаривала с разными последователями различных вер и религий. Приходила на собрания некоторых заинтересовавших меня обществ. Т.е. ты опять говоришь обо мне то, что не знаешь и почитаешь это истиной. Зачем?
Христианство это доказывает. А ты говоришь, что доказательств в принципе не существует. Я говорю, что невозможно определить верно ли доказательство или нет, если нет единых составляющих задачи, если у каждого эти факторы будут не тождественны. Ведь каждый в своём доказательстве будет пользоваться субъективными данными. Приведи мне, пожалуйста, доказательство христианства о том, что оно есть единой истинной религией.
Приходила на собрания некоторых заинтересовавших меня обществ. Т.е. ты опять говоришь обо мне то, что не знаешь и почитаешь это истиной. Зачем? - Я вообще ничего не говорю о твоем представлении о других религиях, но именно о христианстве ты говоришь немного странные вещи, которые очень легко опровергнуть при чуть более детальном знакомстве с предметом. Я и подумала, что если бы ты серьёзно вникала в эти вопросы, таких ошибок бы не было. Чтения Библии в юности недостаточно для понимания этой доктрины, она очень сложная.
Приведи мне, пожалуйста, доказательство христианства о том, что оно есть единой истинной религией.
- Упс. Пересказать учебник матанализа в одном комменте и то легче. Я не могу этого сделать.
Чтения Библии в юности недостаточно для понимания этой доктрины, она очень сложная. Я уже говорила, что не только читала эту книгу. Возраст был указан как точка отсчета, когда я заинтересовалась таким предметом, как религия.
- Упс. Пересказать учебник матанализа в одном комменте и то легче. Я не могу этого сделать.
Может, если всё же найдешь хотя бы сокращенный вариант доказательства, то приведи его сюда, пожалуйста. А то я слышала только о том, что физики и математики вывели некую формулу, которая доказывает, что Бог существует по признаку выявления некой непостоянной переменной, которая присутствует в любом уравнении.
Где я настаиваю, что люди вне морали?
В баснях вы тоже не видите людей?
А люди не животные?
Это вы заговорили о правоте. Если по-вашему правота не тождественна справедливости (так тоже может быть), что это для вас такое?
Правота? Внутреннее убеждение в правильности своих поступков (не путать с истиной). Это субъективно.
Т.е. религиозные догматы никогда и ни за что не будут признаны устаревшими или неправильными.
Ватикан признал, что Земля круглая.
В любой ереси кроется либо логическая ошибка, либо произвольное допущение.
Особенно в Назорейской ереси. Очень много ошибок.
Soulcapturer, А то я слышала только о том, что физики и математики вывели некую формулу, которая доказывает, что Бог существует по признаку выявления некой непостоянной переменной, которая присутствует в любом уравнении.
Что-что? О_о
Да-да. Проскальзывало у нас такое в универе на занятиях по религиоведению.
Ватикан признал, что Земля круглая.
Ага, а так же, что зря они в Средние века сожгли столько народу =)))
Там своя ситуация была, мифов об Инквизиции слишком много.