Автор edelberte
Интерес и симпатии к язычеству и многобожию среди поклонников фэнтези вызывают у меня не то чтобы сильное огорчение - да молодо-зелено же! - но... недоумение. Почему-то они видят в этом свободу. Почему? Ведь, казалось бы, очевидно: если Бог один, Он есть абсолют и средоточие всего высшего. Если больше одного, то такие "боги" отличаются от людей только тем, что сильнее. Ну там молниями кидаются, живут долго... нагадить могут сильно при желании. Многобожие - это поклонение силе в чистом виде. Даже не поклонение - подчинение, заискивание. Они ж сильнее - как же их не задобрить!
Такая вот свобода.
Неужели не замечают?
Интерес и симпатии к язычеству и многобожию среди поклонников фэнтези вызывают у меня не то чтобы сильное огорчение - да молодо-зелено же! - но... недоумение. Почему-то они видят в этом свободу. Почему? Ведь, казалось бы, очевидно: если Бог один, Он есть абсолют и средоточие всего высшего. Если больше одного, то такие "боги" отличаются от людей только тем, что сильнее. Ну там молниями кидаются, живут долго... нагадить могут сильно при желании. Многобожие - это поклонение силе в чистом виде. Даже не поклонение - подчинение, заискивание. Они ж сильнее - как же их не задобрить!
Такая вот свобода.
Неужели не замечают?
Что же касается до самой доктрины, то вот набросок к ответу
www.magister.msk.ru/library/bible/history/karts...
А то я слышала только о том, что физики и математики вывели некую формулу, которая доказывает, что Бог существует по признаку выявления некой непостоянной переменной, которая присутствует в любом уравнении. - Слушай, ну это полный бред, демонстрирующий лишь упадок философской культуры в наше время.
Время становления христианской догматики - это время великих соборов, до девятого века где-то. В это время христиане никого не сжигали. То есть время самых горячих споров, когда ничего еще не утряслось и всё только вырабатывается, обошлось вообще без жертв и преследований. Это первое.
Насчет Средних веков. Если вас так волнует этот вопрос, вам будет интересно узнать, что ещё в 12-м веке (и ранее) церковь учила, что ведьмы это больные женщины, никаких шабашей не бывает, их надо просто лечить. Увлечение ведовством и соответственно сжигание ведьм это уже Ренессанс и конец Средневековья (см. работы Френсис Йейтс на эту тему). А больше всего ведьм сожгли в протестантской Германии, то есть те самые протестанты, которые выступили против католического мракобесия, и переплюнули его за очень короткое время. И было это отнюдь не в Средние века, это 16-17 век, это то, что называется Высокое Возрождение и Новое время, заря свободомыслия над Европой.
Правота? Внутреннее убеждение в правильности своих поступков (не путать с истиной). Это субъективно. - Разумеется. И вы не видите, как отсюда следует право сильного и вообще культ силы, как о том написано в посте? Вот это и значит, что вы не продумали свои основания.
Если "правильность своих поступков" понятие чисто субъективное и не коренится в природе вещей, то право, честь, справедливость это лишь то, что вы считаете правом, честью и справедливостью, и ничего больше. Вы считаете или какое-то языческое божество, неважно. При таком подходе право ставится ниже произвола. Главное - ваша воля, стоит вам захотеть, и завтра у вас будет другое право и другая правота. А если право ниже произвола, то это и называется торжеством силы.
Здесь многое не имеет отношение к разговору, напомню, мы обсуждали язычество и монотеизм.
Но к теме правоты моя побасенка имеет отношение самое прямое. Такие ситуации и у людей не редкость. И я не возьмусь этих людей осуждать.
Разумеется. И вы не видите, как отсюда следует право сильного и вообще культ силы, как о том написано в посте? Вот это и значит, что вы не продумали свои основания.
Не вижу, потому что право сильного это не вывод, а критерий. И этого критерия может и не быть в мировоззрении собственно сильного. Или может быть не только он, к примеру. А может и быть. Тогда мы логично получаем "я прав, потому что я сильнее". Правда, зачастую, эти люди считают себя "правее" тех, кто сильнее уже их. В итоге, если без лицемерия, то можно с легкостью получить "я прав, потому что это я" - жуткая банальщина, сплошь и рядом.
Если "правильность своих поступков" понятие чисто субъективное и не коренится в природе вещей, то право, честь, справедливость это лишь то, что вы считаете правом, честью и справедливостью, и ничего больше.
Конечно. Если вы что-то не считаете справедливостью, то оно вам и не будет казаться справедливостью.
Только право, если вы имеете ввиду юр право, понятие формальное, а значит, объективное.
Честь так же понятие субъективное, вы, кстати, очень долго на эту тему рассуждали по ОЭ.
Вы считаете или какое-то языческое божество, неважно.
Важно. Это точка отсчета.
При таком подходе право ставится ниже произвола.
Не обязательно. Эти индивиды становятся преступниками, а преступников сажают, т.к. в голове у них что-то не то.
Главное - ваша воля, стоит вам захотеть, и завтра у вас будет другое право и другая правота.
Нет. Право не вы диктуете. А правота опять же зависит от ваших критериев. Но воля - великая штука, и это в каком то смысле произвол, но это не всегда плохо. Впрочем, вы сейчас описали узурпацию власти.
PS. Нина, вы плотнее взялись за европейскую историю?
Не вижу, потому что право сильного это не вывод, а критерий. И этого критерия может и не быть в мировоззрении собственно сильного. Или может быть не только он, к примеру. А может и быть. Тогда мы логично получаем "я прав, потому что я сильнее". - Вы путаете право сильного и чувство собственной правоты. Я сейчас вообще не касаюсь психологии и ничего не говорю о чувствах и переживаниях.
Только право, если вы имеете ввиду юр право, понятие формальное, а значит, объективное. - Я уж конечно не имею в виду юридическое право, я имею в виду некоторую его основу, Истину или Справедливость сами по себе, что-то в этом роде.
Правота, зависящая от произвола, это как раз то, о чем я говорю. Именно это явление описано в посте и именно это называется поклонением силе. Вы считаете, что это неплохо, Ницше считал, что это восхитительно, в нашей культуре считается, что это ужасно, но это уже другой вопрос. Главное, что по сути дела у нас разногласий нет.
PS. Нина, вы плотнее взялись за европейскую историю? - Европейская история всегда со мной
Не путаю. Чувство собственной правоты может основываться на праве сильного, а может и не основываться.
Я уж конечно не имею в виду юридическое право, я имею в виду некоторую его основу, Истину или Справедливость сами по себе, что-то в этом роде.
Что такое Истина и Справедливость и что-то в этом роде?
Правота, зависящая от произвола, это как раз то, о чем я говорю. Именно это явление описано в посте и именно это называется поклонением силе. Вы считаете, что это неплохо, Ницше считал, что это восхитительно, в нашей культуре считается, что это ужасно, но это уже другой вопрос. Главное, что по сути дела у нас разногласий нет.
Причем тут поклонение силе? Где я писала, что правота обязательно зависит от силы? И где я сказала, что это неплохо? Не приписывайте мне того, чего я не говорила, пожалуйста.
ninaofterdingen.diary.ru/p189906653.htm
Может, вам интересно.