Автор schwalbeman

Знатный японский мультипликатор Х. Миядзаки заново отретушировал свой давний фильм о девочке-принцессе Навсикае. Героиня живет в мире, которому угрожает смертельная опасность, творит добро, препятствует торжеству зла, помогает друзьям, милует врагов, проявляет чудеса гуманизма и героизма, летает на разнообразной крылатой технике над отравленными лесами, и к финальным титрам, если и не успевает окончательно спасти мир и наладить личную жизнь, то вселяет в зрителя уверенность в том, что и то и другое не за горами. Короче говоря, Миядзаки.
читать дальше
Тем не менее, творение Миядзаки можно особо отметить как энциклопедию оккупации и одновременно как наиболее откровенную апологию коллаборационизма. Это фильм о старых, почти забытых грехах, за которые приходится расплачиваться нашествием чуждой, диковинной и необоримой силы. Сила эта источает яд, но пятая колонна навсикай старается убедить японцев в том, что источник яда – в них самих, в их прошлом. Орда интервентов своей явной отравой очищает страну от прикровенного яда национальной истории. Сопротивляться нашествию вредно: нужно покориться и всенародно покаяться. К тому же захватчики, несмотря на свою непривычную внешность, тоже люди. Нужно научиться симпатизировать им, полюбить их, как родных. Быть добрыми, гуманными и, как бы это выразиться, open-minded, как простая принцесса с широченными глазами и древнегреческим именем, не делающая различия между мутировавшей сороконожкой и собственным подданным.

И тогда, через тысячу-другую лет, яд рассосется, и те, кто доживут до этого времени, смогут наконец вдохнуть полной грудью. При условии, разумеется, что они сами этого захотят, не отвыкнут от чистого воздуха свободы и не предпочтут раздолью Долины Ветров клоаку смрадных джунглей.

III

На первый взгляд, трудно не позавидовать японцам и немцам. В мире англосаксонских ценностей, где успех измеряется капитализацией, они стали чуть ли не англосаксонистее самих англосаксов: и Германия, и Япония уже полвека являются экономическими флагманами в своих регионах. В век, когда главной свободой считается рыночная, эти страны ни от кого экономически не зависят; напротив, они сами диктуют условия на мировых рынках. Победители проявили неслыханную милость, уступив побежденным блага, находящиеся на самом верху их шкалы ценностей. Дали самое дорогое, потребовав за бесценный подарок символический пустячок: национальную душу, культурную самобытность, вещь, обладающую ничтожной ценой в условиях глобального экономического пространства[2].

Как объяснить такую удивительную доброту? Можно ли считать совпадением, что именно своих главных противников американцы собственным деятельным участием превратили в экономических гигантов? Почему рекомендации международных экономических организаций, базирующихся на Манхеттене никому не принесли пользы, кроме бывших фашистов и милитаристов?
читать дальше

@темы: Германия, Миядзаки, Япония, аниме

Комментарии
17.07.2013 в 12:22

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
А как с этой точки зрения стоит классифицировать поведение, например, поляков, болгар, прибалтов, чехов, грузин и т.д.?

Они сейчас гордо сносят памятники нашим солдатам (а в свое время в Польше сносили православные церкви, в том числе Собор Александра Невского в Варшаве, борясь с "наследием" Российской империи), заявляя, что малейшая симпатия к оккупантам или согласие с тем, что русские дали народам Восточной Европы (и любым другим) что-то хорошее - это отказ от патриотизма, предательство самой польскости и т.д.

Стоит ли назвать это поведение благородным отстаиванием своей идентичности или черной неблагодарностью, враньем, трусливой войной с мертвыми и памятниками?
17.07.2013 в 14:44

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Или вот недавно произошел такой интересный случай на Украине - 148 депутатов написали письмо в польский Сейм с просьбой признать Волынскую резню - геноцидом, чтобы бросить тень на западных националистов, которые УПА и ее лидеров возводят в патриотов и героев Украины, боровшихся за свободу и от ляхов, и от москалей.

Кто кому продает душу?
Ситуация на Украине в этом вопросе вообще любопытная.
17.07.2013 в 16:48

Украина это русская земля. У Украины русская душа. Кому её продают в этой ситуации даже не вопрос. Это путь Навсикаи, хоть смягченный и сглаженный.

Ещё разница в том, что массового сознания поражения у нас нет. Наш народ не считает, что он проиграл и что он должен уничтожить себя. Это удел контактной зоны, западных земель. Там эти веяния тоже не вчера появились, а лет пятьсот носятся, с появления унии. То есть тут есть некоторый простор для оптимизма. Цивилизационное давление на эти земли не снижалось 500 лет, и всё равно "европейский выбор" - удел маргиналов. Эти движения активизировались вследствие кризиса в нашем имперском центре, в самой России. Можно надеяться, что преодоление кризиса в центре приведет к значительному ослаблению националистических идеологий на окраинах.
17.07.2013 в 17:02

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
ninaofterdingen

Про Украину - вашу логику поняла.

А что касается - Грузии, Польши, Чехии, Словакии, Прибалтики и т.д.?

В Польше на днях суд постановил, что памятники советским солдатам с юридической точки зрения памятниками не являются, т. е могут невозбранно подвергаться осквернению и сносу.
17.07.2013 в 17:25

В Грузии то же самое, и в гораздо более тяжелой форме. Это православный народ, тут тоже режут по живому, это внутрицивилизационный процесс, отхватывают куски с кровью можно сказать.

Польша, Литва исконно католические страны, то есть издавна европейские. Наше влияние там это попытка русификации Европы, воссоединения некогда единой христианской цивилизации. Попытка проваливается, это плохо, но всё же не так плохо, как отгрызание наших, православных народов. Когда Россия сильна, там другие идут процессы, так что и здесь не всё так безнадёжно, хотя выглядит преотвратно.
17.07.2013 в 17:26

Я вот тут писала, почему я считаю религию маркером цивилизации
ninaofterdingen.diary.ru/p187875087.htm
Религию, а не этническое, тут я расхожусь с Гумилевым. Вообще, он близко подошел к этому и всегда думал по сути об этих вопросах, но вот акцент на этносы был неудачным на мой взгляд.
17.07.2013 в 17:31

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
ninaofterdingen

Ну так ведь и поляки считают униатство или свои попытки завоевать Русь - исключительно позитивными моментами: воссоединением двух ветвей христианства и приобщением диких восточных варваров к цивилизации. Польша была мечом Ватикана, направленным на Русь и до сих пор себя именно так и воспринимает.

Имели мы в таком случае права сопротивляться завоеванию и их влиянию, а они - имеют ли право сопротивляться нам и уничтожать следы нашего присутствия?
17.07.2013 в 17:45

Мы не дикие восточные варвары, мы христианская цивилизация. Мы никогда не считали европейцев дикими западными варварами, сравнимыми с какими-нибудь якутами или чукчами. И даже с чукчами мы так не обращались, как поляки - с представителями христианской цивилизации, а уж с европейцами и подавно. Кто из нас в своем праве?

Если речь идет о праве сильного, это один вопрос. Если речь идет об правильности идеи, это в данном случае решается только обращением к религиозному аспекту. Католики добавили новый догмат в 11-м веке, то есть они откололись от Византии, а не мы от Европы. Восстановление христианского единства должно мыслиться как восстановление той религии, которая объединяла всю христианскую цивилизацию до раскола, а это не католичество. А по содержанию - религия и культура, допускающая такое обращение с людьми, которое себе позволяют европейцы с представителями других народов, не должна торжествовать.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии