Автор В.Смирнов
В рамках либерального дискурса избавление от традиционных практик (то есть от традиционных социальных институтов) есть благо и форма освобождения человека. Забавно, что они этому у Маркса научились, только что перевернули с ног на голову.
Это Маркс показал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития», и в этом смысле есть не более чем продукт практической деятельности человека. До него представлялось, что социальные институты созданы некими высшими силами, или, как говорит К.Касториадис, «гетерономные общества, доминирующие во всей предшествовавшей истории, инкорпорировали в свои институты идею, которую не оспаривали ее члены: идею о том, что институты не являются результатом человеческих усилий, они не были созданы людьми, по крайней мере не теми, кто жив сейчас. Эти институты проистекают из духовного начала, сотворены предками, героями, Богом; люди не имеют к ним отношения».
Маркс показал, что социальные институты не только продукт человеческой деятельности, но и то, что незыблемость институциональной системы в целом и конкретных институтов в частности, поддерживается интересами господствующих классов, получивших и сохраняющих свои социальные позиции в рамках наличной социальной системы и благодаря ей.
По мнению Маркса, в развивающемся обществе постепенно нарастает противоречие между развивавшимся материальным базисом и институциональной системой, в неизменности которой заинтересованы правящие классы. Это противоречие разрешается революцией, то есть сломом старой институциональной системы и построением новой. Но в классовом обществе человек создает институты еще неосознанно или слабо осознано, будучи в рабстве у своих собственных экономических интересов. И только когда наступит коммунизм, только тогда, по мнению Маркса человек начнет осознано творить социальные институты и как следствие, самого себя.
читать дальше
В рамках либерального дискурса избавление от традиционных практик (то есть от традиционных социальных институтов) есть благо и форма освобождения человека. Забавно, что они этому у Маркса научились, только что перевернули с ног на голову.
Это Маркс показал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития», и в этом смысле есть не более чем продукт практической деятельности человека. До него представлялось, что социальные институты созданы некими высшими силами, или, как говорит К.Касториадис, «гетерономные общества, доминирующие во всей предшествовавшей истории, инкорпорировали в свои институты идею, которую не оспаривали ее члены: идею о том, что институты не являются результатом человеческих усилий, они не были созданы людьми, по крайней мере не теми, кто жив сейчас. Эти институты проистекают из духовного начала, сотворены предками, героями, Богом; люди не имеют к ним отношения».
Маркс показал, что социальные институты не только продукт человеческой деятельности, но и то, что незыблемость институциональной системы в целом и конкретных институтов в частности, поддерживается интересами господствующих классов, получивших и сохраняющих свои социальные позиции в рамках наличной социальной системы и благодаря ей.
По мнению Маркса, в развивающемся обществе постепенно нарастает противоречие между развивавшимся материальным базисом и институциональной системой, в неизменности которой заинтересованы правящие классы. Это противоречие разрешается революцией, то есть сломом старой институциональной системы и построением новой. Но в классовом обществе человек создает институты еще неосознанно или слабо осознано, будучи в рабстве у своих собственных экономических интересов. И только когда наступит коммунизм, только тогда, по мнению Маркса человек начнет осознано творить социальные институты и как следствие, самого себя.
читать дальше