Автор schwalbeman, 2010
Идеи сэра Карла Поппера распространены настолько широко, что уже давно оторвались от имени своего творца. Это, видимо, и есть признание. Сегодня мне довелось слышать краткий пересказ первого тома "Открытого общества и его врагов" в исполнении бледного юноша, который, как выяснилось, даже не слышал никогда фамилии Поппера. А идеи взял из воздуха, где они носятся. "Все так говорят".
Мне было рассказано о хорошем городе Афинах и о плохом городе Спарте. Афины были прототипом Открытого Общества. А Спарта – прототипом И Его Врагов. В ней правил коллективизм, в плохой-то Спарте. В хороших Афинах было царство индивидуализма. И открытости тоже, разумеется. Афины в конце концов победили Спарту в честной конкуренции (что, в ваших учебниках так и написано?!). Ну, если не победили, то должны были победить. Спарта загнивала и трещала по швам. А Афины процветали и по щвам не трещали. Потому что индивидуализм эффективнее коллективизма. Мир вообще хорошо устроен: в нём что хорошо, то и эффективно. Поэтому с СССР и США приключилось то же самое, что и со Спартой и Афинами.
А что такое хорошо? Ну, это то, что хорошо для отдельного человека. Разве не так? Очевидно же. А что такое эффективность? Ну, это, гм, то, что помогает победить в честной конкуренции. Как раз такой, как Холодная война или то безымянное соревнование, в котором Афины как бы отыгрались перед Спартой.
Надо отдать должное моему собеседнику. Он как следует наморщил лоб после первой же моей реплики. Правда и реплика была хороша, я готовил её минут двадцать. Ведь эффективности самой по себе не бывает, спросил я, не так ли? Это очень хороший вопрос, сократический; я им горжусь. Бывает ли эффективность как таковая, эффективность вообще? Нельзя ответить на этот вопрос утвердительно и оставаться попперистом. Ибо это платонизм чистой воды. Эффективность всегда бывает применительно к конкретному классу задач. А значит, нельзя сказать, что индивидуализм вообще эффективнее холизма. Вполне возможно, что где-то он более эффективен, а где-то менее. Что показывает пример Пелопоннеса, да и пример советской истории тоже.
читать дальше
Идеи сэра Карла Поппера распространены настолько широко, что уже давно оторвались от имени своего творца. Это, видимо, и есть признание. Сегодня мне довелось слышать краткий пересказ первого тома "Открытого общества и его врагов" в исполнении бледного юноша, который, как выяснилось, даже не слышал никогда фамилии Поппера. А идеи взял из воздуха, где они носятся. "Все так говорят".
Мне было рассказано о хорошем городе Афинах и о плохом городе Спарте. Афины были прототипом Открытого Общества. А Спарта – прототипом И Его Врагов. В ней правил коллективизм, в плохой-то Спарте. В хороших Афинах было царство индивидуализма. И открытости тоже, разумеется. Афины в конце концов победили Спарту в честной конкуренции (что, в ваших учебниках так и написано?!). Ну, если не победили, то должны были победить. Спарта загнивала и трещала по швам. А Афины процветали и по щвам не трещали. Потому что индивидуализм эффективнее коллективизма. Мир вообще хорошо устроен: в нём что хорошо, то и эффективно. Поэтому с СССР и США приключилось то же самое, что и со Спартой и Афинами.
А что такое хорошо? Ну, это то, что хорошо для отдельного человека. Разве не так? Очевидно же. А что такое эффективность? Ну, это, гм, то, что помогает победить в честной конкуренции. Как раз такой, как Холодная война или то безымянное соревнование, в котором Афины как бы отыгрались перед Спартой.
Надо отдать должное моему собеседнику. Он как следует наморщил лоб после первой же моей реплики. Правда и реплика была хороша, я готовил её минут двадцать. Ведь эффективности самой по себе не бывает, спросил я, не так ли? Это очень хороший вопрос, сократический; я им горжусь. Бывает ли эффективность как таковая, эффективность вообще? Нельзя ответить на этот вопрос утвердительно и оставаться попперистом. Ибо это платонизм чистой воды. Эффективность всегда бывает применительно к конкретному классу задач. А значит, нельзя сказать, что индивидуализм вообще эффективнее холизма. Вполне возможно, что где-то он более эффективен, а где-то менее. Что показывает пример Пелопоннеса, да и пример советской истории тоже.
читать дальше
Сколько там у США авианосцев, АПЛ,да и пехоты не считая натовских солдат,и ооновских миротворцев?
Македонская фаланга и македонский осёл нагруженный золотом завоевали Персию.
А не Спарта с её вроде бы железной дисциплиной,милитаризмом и железными монетами.
Проводить аналогию между Персией и гитлеровской Германией (и, соответственно, между Леонидом и И. В. Сталиным) я не стану, это слишком флеймоопасная аналогия. Но замечу, что Заратустра замешан в обоих сценариях, это не случайно.
А зря.
Поскольку,это Спарта и Германия часть Европы,а русские и иранцы,они вне её.
И спартанцы и немцы пытались вывести сверхчеловека путём искусственного отбора.Да и положение илотов мягко говоря что-то такое напоминает.
А Открытое Общество фемистоклюсов, столь эффективное, когда заходит речь о торговых малоазиатских колониях, терпеть не может вида танковых клиньев генеральоберста Хайнца Вильгельма Гудериана.
А чем они грозят простому парижанину?
Прочие ваши замечания столь же содержательны.
Персия тоже была всего-навсего монархией,а не чем-то сверхъестественным.
А конфликт начался с нападения Афин на персидскую провинцию,от чего Ксеркс и пошёл требовать от Эллады признания его власти.
Самым уязвимым местом большинства монархий является сам монарх,если его убрать,то вся система остановится,а то и развалится.Что Александр продемонстрировал дважды.На примере персов и на личном.
В Спарте во избежание держали двух монархов и несколько выборных политиков,что гораздо ближе к демократии.
Впрочем Леонид после всех своих подвигов был убит персами,а армия Ксеркса,вошла в Афины...
Никакого "медведь все пригётыш" не случилось.
Ну,то есть персы убивали и грабили,но закрепиться не смогли.
И война на этом не закончилась,даже лишившись столицы, которая в городе государстве вроде и является страной, граждане и колонисты ещё оказывали организованное сопротивление.
В конце концов афиняне наняли убийцу,и тот зарезал Ксеркса ночью,у него в спальне.
Именно он,а не героически погибший Леонид с его гоплитами решил исход войны.
То есть главный постулат текста ложен.
"Открытое Общество",нашло вполне эффективное средство против Ксеркса.