Отсюда
Смирнов: Вы зря решили, что я не обратил внимание на трактовку в БСЭ. Более того, я ведь помню как меня учили на научном коммунизме. Но мне эта трактовка представляется ограниченной. Речь ведь не о том, что абстрактного труда как абстракции не будет, однако нас интересуют продукты труда – товары. Приведу пример. Возьмем гм…, скрипку Страдивари и скрипку какого-нибудь Пупкина. Можно ли их сравнивать как товары, т.е. мерой абстрактного труда? Конечно, нет. Т.е. получается, нет сомнений, что в труде метра Страдивари можно выделить как абстракцию – абстрактный труд, ибо он конечно тратил при изготовлении скрипки мускульную, нервную и т.д. энергию, и возможно, примерно столько же, сколько Пупкин. Но скрипка Страдивари бесконечно ценнее пупкинской. Что же еще включено в стоимость скрипки Страдивари, кроме абстрактного труда, что делает ее куда более дорогой даже в деньгах? В процессе изготовления скрипок можно выделить и другую абстракцию – всеобщий труд, и качество этого труда у Страдивари куда выше, чем у Пупкина. Но именно качество! Как либо оценить его с количественной точки зрения не представляется возможным. В результате, когда в продуктах труда всеобщий труд занимает все более важное место, все более весомую долю, рыночный обмен разрушается – он невозможен, закон стоимости не работает. Капитализм конечно оценивает и такие продукты, но чисто субъективно, в зависимости от моды, и всякой другое ерунды, по сути – от балды. Это было первое.
И второе, насчет ликвидации абстрактного труда. Это совсем не глупость. Дело в том, что при капитализме абстрактный труд из абстракции превращается в фактический абстрактный труд, т.е. абстрактный и всеобщий труд выделяются и разделяются в полной мере. Нет уже Страдивари, а есть миллион Пупкиных, тупо выделывающих на конвейере эти «скрипки» и только один Сидоров, который эти «скрипки» изобретает. Так вот, именно этот фактический, выделенный абстрактный труд может быть ликвидирован и сделано это может быть двумя способами. С одной стороны автоматизацией и роботизацией производства, а с другой, возвращением труда к единству, где абстрактная и всеобщая форма труда будет опять в неразрывном единстве, как у Страдивари. Однако на куда более высоком техническом уровне, благодаря которому мускульные и нервные затраты существенно уменьшаются, а возрастает доля духовного творчества, фантазии и т.д. Я лично знаком с такой сферой деятельности, как деревообработка. Так вот, замечу, что люди, далекие от темы даже не представляют возможностей современной индивидуальной техники, например оборудования BOSCH. То, что я делаю обычными инструментами за пол часа, машинкой я делаю за полминуты. Видимо, в других сферах деятельности что-то подобное.
Смирнов: Вы зря решили, что я не обратил внимание на трактовку в БСЭ. Более того, я ведь помню как меня учили на научном коммунизме. Но мне эта трактовка представляется ограниченной. Речь ведь не о том, что абстрактного труда как абстракции не будет, однако нас интересуют продукты труда – товары. Приведу пример. Возьмем гм…, скрипку Страдивари и скрипку какого-нибудь Пупкина. Можно ли их сравнивать как товары, т.е. мерой абстрактного труда? Конечно, нет. Т.е. получается, нет сомнений, что в труде метра Страдивари можно выделить как абстракцию – абстрактный труд, ибо он конечно тратил при изготовлении скрипки мускульную, нервную и т.д. энергию, и возможно, примерно столько же, сколько Пупкин. Но скрипка Страдивари бесконечно ценнее пупкинской. Что же еще включено в стоимость скрипки Страдивари, кроме абстрактного труда, что делает ее куда более дорогой даже в деньгах? В процессе изготовления скрипок можно выделить и другую абстракцию – всеобщий труд, и качество этого труда у Страдивари куда выше, чем у Пупкина. Но именно качество! Как либо оценить его с количественной точки зрения не представляется возможным. В результате, когда в продуктах труда всеобщий труд занимает все более важное место, все более весомую долю, рыночный обмен разрушается – он невозможен, закон стоимости не работает. Капитализм конечно оценивает и такие продукты, но чисто субъективно, в зависимости от моды, и всякой другое ерунды, по сути – от балды. Это было первое.
И второе, насчет ликвидации абстрактного труда. Это совсем не глупость. Дело в том, что при капитализме абстрактный труд из абстракции превращается в фактический абстрактный труд, т.е. абстрактный и всеобщий труд выделяются и разделяются в полной мере. Нет уже Страдивари, а есть миллион Пупкиных, тупо выделывающих на конвейере эти «скрипки» и только один Сидоров, который эти «скрипки» изобретает. Так вот, именно этот фактический, выделенный абстрактный труд может быть ликвидирован и сделано это может быть двумя способами. С одной стороны автоматизацией и роботизацией производства, а с другой, возвращением труда к единству, где абстрактная и всеобщая форма труда будет опять в неразрывном единстве, как у Страдивари. Однако на куда более высоком техническом уровне, благодаря которому мускульные и нервные затраты существенно уменьшаются, а возрастает доля духовного творчества, фантазии и т.д. Я лично знаком с такой сферой деятельности, как деревообработка. Так вот, замечу, что люди, далекие от темы даже не представляют возможностей современной индивидуальной техники, например оборудования BOSCH. То, что я делаю обычными инструментами за пол часа, машинкой я делаю за полминуты. Видимо, в других сферах деятельности что-то подобное.