Венгерский фильм о фашистской диктатуре. Обещанное важное замечание.

Фильм насыщен христианскими образами. Появляется Босх, не только его картина, но и видения по мотивам этой картины. В трактире Дюрица ставит перед своими друзьями выбор - быть безнаказанным господином или безответным страдающим рабом. В образе рабском, а не царском Христос явился в мир, и думаю, для католической Венгрии это прямое указание на характер выбора. В финальной сцене человек, которого нужно ударить, чтобы уйти из тюрьмы, тоже явлен в рабском образе, распят и окровавлен. Герои даже говорят полицаю: "Ты Сатана", то есть они осознают, что происходит, и понимают это правильно.

Однако несмотря на то, что христианская трактовка подсказывается и можно сказать даже навязывается зрителю, она неверна. То есть последний, финальный выбор, действительно такой, каким кажется, а вот первых, с рабом и господином - нет. Образный строй фильма нас подводит к мысли, что в образе раба показан настоящий христианин, и безответное приятие всякого страдания это истинно христианское поведение. Однако в свою дилемму Дюрица вводит еще один немаловажный момент: раб приемлет не только страдание, но и зло, которое несет господин, а это уже совсем другое дело. Раб счастлив своей жизнью, он утешается тем, что зато его руки чисты и он лично не причиняет насилия никому. Такое непротивление злу насилием это типичное толстовство, а не христианство.
читать дальше

@темы: кино, Пятая печать

Комментарии
22.04.2014 в 11:56

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
На мой взгляд, выбор раба в "Пятой печати" - совсем не христианский (и для создателей фильма тоже), недаром там выбирает эту участь самый слабый и фальшивый. И в фильме, как и в любом хорошем произведении искусства, ответов нет, только будоражащий вопрос.
22.04.2014 в 12:21

Я мечтаю быть похожей на тебя!
А мне кажется, христианские мотивы тут дело второстепенное. Тут скорее проблема соотношения морали и целесообразности. И вопрос Дюрицы больше в том, может ли человек - нормальный, моральный человек, а не эта гниль на костылях - при необходимости примерить на себя роль Томацеуса Кататики или же останется безмолвным Дюдю. Дюрица ударил того бунтовщика не из природной злобы, не из ненависти, а потому, что он должен был выжить: без него погибнут маленькие дети, дети хоть того же самого коммуниста-террориста. Последний уже обречен, а у детей есть шанс.
22.04.2014 в 22:59

волчок в тумане, для создателей фильма не знаю, но аудитория восприняла это именно так, как истинно христианский выбор, и сейчас, и в семидесятые, когда фильм появился.
Разве Дюрица там самый слабый? Он же показан как самый положительный герой, определившийся, уже что-то делающий для спасения.

Тень Шторма, А мне кажется, христианские мотивы тут дело второстепенное. - Они никогда не бывают второстепенными. В любом случае, они тут есть, и многие этот фильм так и воспринимают, как касающийся этих вопросов.
Дюрица ударил того бунтовщика не из природной злобы, не из ненависти, а потому, что он должен был выжить - Конечно.
22.04.2014 в 23:17

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ninaofterdingen, я фильм давно, в школе еще смотрел, мне запомнилось, что деятельный (который детей прятал) этот явно провокационный вопрос без ответа задает, а отвечает на этот вопрос другой - торопливо и фальшиво, мол, лучше быть Дуду. И видно, что всерьез выбрать тупое пассивное бессмысленное страдание может только безответственный трепач. Т.е. там есть загадка риторическая про Дюдю, и есть реальный выбор, который ставит жизнь, и они совсем разные.
А христианство в кино в том, что в результате никто из этих слабых людей не выбирает зло, на мой взгляд, это и есть христианство на практике, а не Дюдю.
23.04.2014 в 01:07

А христианство в кино в том, что в результате никто из этих слабых людей не выбирает зло, на мой взгляд, это и есть христианство на практике, а не Дюдю. - Да, совершенно верно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии