Мое первое с ним знакомство. Гегель так яростно на него нападал, что я ожидала худшего. В общем мне понравилось. Его изложение позиции Канта по вопросу о свободе - лучшее, что я встречала:

"Вообще лишь идеализм возвысил учение о свободе до той области, где оно только и становится понятным. Согласно этому учению, умопостигаемая сущность каждой вещи, и в первую очередь человека, находится вне всякой причинной связи, а также вне всякого времени или над ним. Поэтому она никогда не может быть определена чем-либо предшествующим ей, поскольку она сама предшествует всему, что в ней есть или становится - не по времени, а по понятию - в качестве абсолютного единства, которое всегда должно быть уже целостным и завершенным, чтобы отдельное действие или определение было в нем возможно. Мы излагаем кантовское понятие не в полном соответствии с его словами, а таким образом, как его, по нашему мнению, следует сформулировать, чтобы сделать его понятным."

Легко заметить, как эти идеи использует Карсавин в приложении к коллективным субхектам исторического процесса.

Шеллинг очень хорошо объяснет монофелитство, но для человека, который действительно разбирается в таких вещах, дает неприемлемое решение вопроса о свободе. По его теории вначале было абсолютное единство. В нем все противоположности слиты и неразличимы, потому нельзя говорить, что добро и зло там совпадают - там нет ни добра, ни зла. Из этой основы вырастает добро - и в этом развитии добро становится личностью, то есть Богом, и из этой же основы вырастает зло. Таким образом, нельзя сказать, что добро порождает зло, что Бог является причиной зла. Эти возражения снимаются, а какой ценой - сами видите.

Шеллинг пытается решить проблему абстрактно, в общем виде. Например, он постоянно употребляет как синонимы такие термины как Сотворение и Откровение, а грехопадению вообще не уделяет внимания. Немецкая склонность к туманному идеализму как она есть :)

@темы: Шеллинг, философия