Совершенно случайно познакомилась с творчеством Н.Зоркой, которая еще с семидесятых годов занималась анализом кино и театра, в частности детектива, и по большей части на советском материале. Анализируя структуру классического детективного сериала (Следствие ведут ЗНАТОКИ), автор вводит понятие возгонки как основного сюжетообразующего элемента.
читать дальшеСуть возгонки заключается в том, что преступление оказывается более серьезным, чем казалось на первых взгляд: за мелким хулиганством скрывается преднамеренное убийство, хищение в магазине приводит к банде, орудующей в масштабе страны, и так далее; соответственно и социальное положение преступника оказывается выше, чем статус первого ложного подозреваемого: поначалу подозрение падает на сторожа, продавца, бывшего заключенного, а потом выясняется, что за ним стоит директор магазина, крупный руководитель или законспирированный шпион.
Это бесспорно замечательное открытие и как по мне этот прием используется почти с самого зарождения детектива. Разве что Дюпен с начала и до самого конца расследует убийство на улице Морг и ничего другого, а уже за исчезновением Мари Роже скрывается убийство Мари Роже. Когда Шерлок Холмс сталкивается с потерей\хищением гуся, за этим стоит кража алмаза. Не будем множить примеры без нужды, каждый сам их припомнит.
Повышение социального статуса преступника в ходе расследования было не так распространено в начале развития детективного жанра, но со второй половины двадцатого века это общее место, особенно в телесериалах.
Я так подробно останавливаюсь на этом приеме, чтобы читатель как и я поразился объяснению, которое этому явлению даёт автор (без сомнения внимательный и эрудированный исследователь). Далее цитата:
""Возгонка" - чисто советский сюжетный механизм, детище тоталитарного сознания, ищущего тайных врагов и умело маскирующихся ненавистников социалистического строя, вредителей и подрывников народного счастья граждан СССР.
...Механизм "возгонки" своим прототипом имел реальные дела и следствия 1937 года, когда выставленные на показательные процессы несчастные жертвы публично признавались во все более страшных преступлениях. Насколько глубоко внедрившимся и живучим оказался механизм "возгонки" - показало время."
Из этого примера можно делать разные выводы. Я выберу такой: ум, талант и рациональность не предохраняют от подобных вещей.
Ближе к нашей блоггерской жизни и будням информационной войны: пытаясь что-то доказать рационально, вы обращаетесь к уму, логике, способности собеседника анализировать и делать выводы, а эти все способности легко могут функционировать внутри определенного мировоззрения, не подходя к его границам.
Еще проще: если вы полагаете, что на месте проевропейских украинцев великие европейцы и светила рациональности Декарт и Ньютон рассуждали бы как-то иначе, вы глубоко заблуждаетесь.
@темы:
рациональность,
литература,
Зоркая