Итак, настоящий поэт определяется тем, имеет ли он доступ к вышеописанному вневременному хранилищу образов или нет. Не умением версифицировать, нет. Автор статьи отказывается искать другие пути определить, является ли например Полозкова настоящим поэтом. Этот вопрос возник и он нерешаем без доступа в высшие сферы. Полозкова, по мнению автора, этот доступ имеет.

Для доказательства этого положение рассматривается открытие А.Л.Рычкова, который интерпретировал давно известный науке гностический текст и открыл так называемое гностическое крещение. Оно заключается в том, что адепту дается особый камешек с надписью. Таких камешков найдено великое множество, на них написаны имена эонов и прочих гностических иерархов. Теперь мы имеем возможность связать эти камешки с ключевым гностическим обрядом, как нательный крестик связывается с крещением у христиан. В стихах Полозковой есть совершенно явные аллюзии на этот обряд, хотя открытие Рычкова недавнее и оно явно не было в поле зрения сетевой поэтессы при создании стихотворений.

Тут пришла пора сказать, что я обо всем этом думаю. Я думаю, что хранилищем образов какой-то культуры является не вневременное какое-то вместилище, а сама же культура. Все идеи имеют логику развития и какие-то варианты допускают, какие-то нет. Кто считает негров обезьянами, тот не будет создавать им комфортные условия на борту корабля, везущего их на плантацию в Северную Америку, и форма трюма, где содержится сотня человек, почерпнута капитаном корабля не в мистическом экстазе из вневременного хранилища идей, а объясняется гораздо более прозаичными факторами. Другими словами, он без экстаза своим умом до этого дошел, исходя из поставленной задачи и допустимых потерь. Видя это архитектурное решение, мы можем тоже без мистических озарений понять, как на данном корабле относятся к неграм - тут достаточно логики и рацио, ничего сверхъестественного и просто диалектического не требуется.
Примерно то же происходит и в данном случае.

Гностические идеи живут в современном протестантском обществе, которое немало повлияло на Россию, особенно последние тридцать лет. Это влияние было очень сильно и в предыдущую пору кризиса, именуемую Серебряным веком - стихи Блока, полные гностических образов, приводятся в статье. БГ этим всем интересовался, а уж как он умеет вдохновляться нехристианскими идеями, всем известно. В общем, Полозковой не нужно заглядывать за грань бытия, достаточно почитать Блока или послушать БГ, или просмотреть тот самый гностический текст, который был давно известен, только не так понимался.

Более того - и это самое интересное - гностическую систему можно восстановить не только из произведений искусства, но и по реалиям общественных отношений современности. Трюм на корабле не идеальный, а деревянный, но из его функции восстанавливается идея о том, что для некоторых не все люди являются людьми, а это уже идея, принадлежащая совершенно определенной философской системе. Назвать эту систему и рассказать ее историю может философ или религиовед, но додуматься до нее может кто угодно.

Оля, что ты скажешь?

@темы: гностики, Полозкова