За последний месяц я читала нескольких донбасских авторов о войне. Встречаются очень метки наблюдения, о которых хочется сказать, что это прямо обо мне. Одно сделано Тарасом Рыбасом в Великую Отечественную, второе заметил Иван Донецкий в нынешнюю войну. Это не самые важные черты действительности, но художественный текст показывает, что это не только мой личный опыт, что так же реагировали самые разные люди в разные времена.
"— И когда мы, наконец, отступать перестанем?
— Трудно время назвать, товаришок. По-моему, когда озлимся. Теперь еще все идет не по-всамделишному. Играет будто парень. Его толкнут, а он отбивается легонько и не разберет, откуда все на него навалилось. Бабы голосят, а он все думает, что за напасть такая. А брови пока еще не хмурит. Тело ноет от побоев, а до сердца боль не дошла. Вот когда до сердца дойдет, тогда отступать перестанут.
— Просто очень получается…
— Чего же тут сложного. Я вот, скажем, все думал, шутки ради загнали нас в загородку. Пошутят немного, да и отпустят по домам. И пули на позиции летали не всерьез. И немец скалится не всерьез, чтоб ему коляку в глотку… А оно, видишь, плохие шутки получаются. Гонят, как скот, и жрать не дают, хату теплую для ночевки не приготовят.
Владислав в глубине души соглашался с солдатом, но почему-то боялся поддержать его открыто. То ли стыдился детской простоты подобных рассуждений, то ли сомневался в искренности солдата, но не признался, что и на двадцатой операции в госпитале он сам никак не мог согласиться, что имеет дело с огнестрельной раной, возможной только на войне."
Тарас Рыбас, "Синеглазая"
Вот это ощущение ирреальности происходящего отмечается многими в нынешнюю войну. Его даже можно назвать массовым. Недоверие к происходящему, ненормальность мира, которая не может долго длиться и должна исчезнуть под бременем собственной абсурдности, нужно только получше уяснить себе всю бессмысленность происходящего, и главное, объяснить остальным, насколько это сюрно и невероятно, и всё пропадёт как мираж и дурная шутка. У тех, кто здесь, на войне, недоверие это уже осталось в прошлом, а у людей за границами Донбасса, в мирной жизни, оно существует и определяет стратегию поведения в публичной сфере. За очень многими текстами стоит именно эта попытка убедить себя, мир, Европу в абсурдности происходящего с уверенностью, что логически несостоятельное не может существовать и в реальности, что это решение проблемы. Своеоборазный отголосок веры в науку, даже что-то платоническое в этом есть, в исконном смысле. Платон много страниц потратил на объяснения, что корень зла в невежестве, что зло творят только по неразумию, что правильное понимание решает эту проблему кардинально...
"— И когда мы, наконец, отступать перестанем?
— Трудно время назвать, товаришок. По-моему, когда озлимся. Теперь еще все идет не по-всамделишному. Играет будто парень. Его толкнут, а он отбивается легонько и не разберет, откуда все на него навалилось. Бабы голосят, а он все думает, что за напасть такая. А брови пока еще не хмурит. Тело ноет от побоев, а до сердца боль не дошла. Вот когда до сердца дойдет, тогда отступать перестанут.
— Просто очень получается…
— Чего же тут сложного. Я вот, скажем, все думал, шутки ради загнали нас в загородку. Пошутят немного, да и отпустят по домам. И пули на позиции летали не всерьез. И немец скалится не всерьез, чтоб ему коляку в глотку… А оно, видишь, плохие шутки получаются. Гонят, как скот, и жрать не дают, хату теплую для ночевки не приготовят.
Владислав в глубине души соглашался с солдатом, но почему-то боялся поддержать его открыто. То ли стыдился детской простоты подобных рассуждений, то ли сомневался в искренности солдата, но не признался, что и на двадцатой операции в госпитале он сам никак не мог согласиться, что имеет дело с огнестрельной раной, возможной только на войне."
Тарас Рыбас, "Синеглазая"
Вот это ощущение ирреальности происходящего отмечается многими в нынешнюю войну. Его даже можно назвать массовым. Недоверие к происходящему, ненормальность мира, которая не может долго длиться и должна исчезнуть под бременем собственной абсурдности, нужно только получше уяснить себе всю бессмысленность происходящего, и главное, объяснить остальным, насколько это сюрно и невероятно, и всё пропадёт как мираж и дурная шутка. У тех, кто здесь, на войне, недоверие это уже осталось в прошлом, а у людей за границами Донбасса, в мирной жизни, оно существует и определяет стратегию поведения в публичной сфере. За очень многими текстами стоит именно эта попытка убедить себя, мир, Европу в абсурдности происходящего с уверенностью, что логически несостоятельное не может существовать и в реальности, что это решение проблемы. Своеоборазный отголосок веры в науку, даже что-то платоническое в этом есть, в исконном смысле. Платон много страниц потратил на объяснения, что корень зла в невежестве, что зло творят только по неразумию, что правильное понимание решает эту проблему кардинально...
И не могу.
Потому что да, не верится в реальность.
Вы герои, правда. Не в военном смысле - в человеческом. Потому что вы сохраняете способность мыслить, чувствовать в этом вашем... в реальность которого нам не верится.
Многие с вами не согласятся. Люди ходят на работу, водят детей в детский сад, ходят в филармонию, читают книги, гуляют с друзьями и в целом ведут самую обычную что называется мещанскую жизнь. Где же тут героизм? Где он витает, как его увидеть?
Я считаю, что оставаться просто человеком, когда в стране гражданская война, - это большое мужество. ПРостите за высокие слова, но у меня других нет: это значит не пускать войну в свою душу.
И если в условиях войны с внешним врагом все это сложно и спорно, то в гражданской...