Зомбарт писал, что у него было иное мнение по вопросу, но он его поменял под влиянием источников, так что за источниками - к нему ("Буржуа"). Сама идея сводится к следующему.
Ростовщичество у католиков порицаемо не потому, что несправедливо по отношению к ограбляемому, а потому что это несправедливо по отношению к ростовщику: если человек получает деньги, ничего не делая, не прикладывая никаких усилий, то это неправильно, прибыль должна быть наградой за труд. По той же причине порицаемо поведение владельца завода, который сам не участвует в управлении, но получает доход: если прибыль из рабочих выколотил владелец лично, то тут никакой несправедливости нет, всё в порядке. А жизнь рантье и ростовщика воспитывает лень, и потому не одобряется.
Ростовщичество у католиков порицаемо не потому, что несправедливо по отношению к ограбляемому, а потому что это несправедливо по отношению к ростовщику: если человек получает деньги, ничего не делая, не прикладывая никаких усилий, то это неправильно, прибыль должна быть наградой за труд. По той же причине порицаемо поведение владельца завода, который сам не участвует в управлении, но получает доход: если прибыль из рабочих выколотил владелец лично, то тут никакой несправедливости нет, всё в порядке. А жизнь рантье и ростовщика воспитывает лень, и потому не одобряется.
schwalbeman.livejournal.com/30427.html
schwalbeman.livejournal.com/30634.html