После философских работ Декарта стало популярным представление о том, что животные не чувствуют страданий и удовольствий, представляют собой своеобразные органические машины. Декатр утверж дал необходимость разума для самосознания, для того, чтобы быть субъектом ощущений. У животных очевидно разума нет, следовательно, и ощущений они не воспринимают, реагируют механически, как прибор, механизм.
Апогей этого мировоззрения - книга Ламетри "Человек-машина", написанная уже в XVIII веке. С этой точкой зрения боролся наш добрый Жан-Жак Руссо, утверждавший некий пусть не суверенитет, так хоть автономию эмоциональной сферы в человеке и любом живом существе.

Я сегодня узнала, что это странное учение о бесчувственности животных имело теологические основания (как же без этого). Лейбниц в "Теодицее" пишет:
"Многие картезианцы именно на основании ложного довода относительно страданий животных старались доказать, будто они суть только машины, quoniam sub Deo justo nemo innocens miser est , поскольку невозможно, чтобы невинный был несчастным у такого правителя, как Бог." (часть 3, глава 250, стр. 301-302 filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000543...)

Логика этого рассуждения такова: животные страдают физически, хотя и не грешил ни в каком смысле - не нарушали моральных заповедей и не причастны первородному греху, поскольку не являются потомками Адама;
следовательно, животные страдают безвинно, то есть Бог либо несправедлив, либо зол, раз это допускает. Чтобы сохранить справедливость и благость Божию, картезианцы предпочитают постулировать бесчувственность животных.

Вот так благочестиво.

@темы: Лейбниц, философия, Декарт

Комментарии
14.03.2017 в 18:04

Я мечтаю быть похожей на тебя!
следовательно, животные страдают безвинно, то есть Бог либо несправедлив, либо зол, раз это допускает. Чтобы сохранить справедливость и благость Божию, картезианцы предпочитают постулировать бесчувственность животных.


В приниципе понимаю картезианцев. Мне бы тоже было легче признать бесчувственность кошечек и собачек, чем то, что Бог злой и несправедливый. ..

А как в современности вопрос решается?
15.03.2017 в 08:16

В современности вопрос решается по-разному. Современная биология говорит, что у животных есть зачатки разума, потому они что-то чувствуют, в теологические тонкости конечно же не вдаётся. Ответ ортодоксального христианства именно богословский: грех, смерть и страдание это одно и то же, разные аспекты одного явления, проявления одной и той же сущности, они взаимосвязаны. В любом ортодоксальном тексте грех можно заменить на смерть и наоборот. Грехопадение Адама - акт космической важности, этот поступок впустил смерть в мир, задел каждую частицу универсума, и теперь мир повреждён - весь мир, и животные тоже. "Через человека всякая тварь мучается". Для исправления этой космической катастрофы понадобилось прямое вмешательство Бога, то есть Воплощение. Своими человеческими средствами нам это не исправить и природу не исцелить (что все признают, кроме трансгуманистов, кажется)

Потому, к слову, христиане так нетерпимы к сектам, которые отрицают божественную природу Иисуса и считают его всего лишь одним из пророков и учителей нравственности. Практиковать нравственность это очень мило, но перед лицом такого вселенского катаклизма, каким является мир после грехопадения, это ничего не даёт. Очередной учитель морали не может исцелить весь универсум. Иисус принёс жизнь для всех, в прямом смысле. Причастие это лекарство от смерти, которое человек не в силах дать.

Протестантские рассуждения, в стиле Лейбница, показывают снижение уровня мышления, глухоту к глобальным вопросам, волю обживаться в таком мире, какой есть. Как полёт мысли это очень слабо.
15.03.2017 в 18:17

Я мечтаю быть похожей на тебя!
ninaofterdingen, воу. Понятно. Действительно, глобально.

Я вот кстати как-то не задумывалась раньше о природе Христа. Точнее, мне все равно было, участвовал там Дух Святой или же нет. Сейчас вижу, что действительно, очень принципиальный момент.
29.04.2017 в 15:42

ninaofterdingen, Вы совершенно правы: животные страдают, и в этих страданиях повинен человек. Проблема западных философов в том, что они отказались от восточного наследства св. Отцов и принялись изобретать велосипед, который уже был изобретен.
02.05.2017 в 12:59

Теперь это и наша проблема - философию учат по их книгам.
02.05.2017 в 20:36

Основной вопрос философии: "Что есть истина?" Как только западная философия опустилась до позитивизма, она умерла. А опустилась потому, что пошла вслед за Каином, "я не сторож брату моему, да и вообще, мне никто не брат, а займусь-ка я созерцанием своего Великого Западного Пупа".
04.05.2017 в 16:45

Она умерла, но смерть ей к лицу. В смысле, кадавр активен и экспансивен.
06.05.2017 в 23:03

Кадавр, неудовлетворённый желудочно, всегда активен зловонно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии