В продолжение предыдущего поста. Самое интересное из статьи Лебедева (www.academia.edu/13099508/The_Theogony_of_Epime...)

Эпименид является исторической личностью и считается учителем Пифагора. Об Эпимениде рассказывают, что он прожил около двухсот лет, и сто из них проспал в пещере. Во сне к нему явилась богиня Истина и рассказала о настоящем строении мира, в том числе о переселении душ. Эти сведения Эпименид изложил в поэме "Теогония", которая в науке Нового времени считается псевдографией.

Лебедев берется доказать, что это не так, и поэма содержит как минимум восходящее к Эпимениду реальное ядро. В частности, Аристотель, известный своим умом и критическим подходом к анализу источников, тексты, приписываемые Орфею и Мусею, определеяет как фиктивные, а Эпименида цитирует как известного автора текста. Коль скоро это так, и поэма Эпименида имеет ту древность, которую ей приписывают, а именно 7 в. до н. э., отсюда следуют интересные выводы.

Во-первых, Эпименид оказывается первым, кто высказал идею о переселении душ, а от него эту идею заимствовали Пифагор и все прочие, кто ее придерживался.

Во-вторых, беседа человека с богиней Истиной составляет сюжет поэмы Парменида, жившего в середине 5 в. до н. э. О глубоких философских смыслах этой поэмы, ее сюжета и персонажей Хайдеггер читал лекции в течение целого семестра в 1943 г. Эти лекции представляют собой книгу Хайдеггера "Парменид", которая так скрасила мне начало прошлого учебного года. Нагугливается и скачивается легко. Оказывается, этот сюжет древнее Парменида, что открывает новые горизонты философствования.

В-третьих, интересно отношение к Эпимениду такой величины в греческой философии как Гераклит. Имя Эпименида в сохранившихся отрывках Гераклита не упоминается, однако об Эпимениде много писал Ксенофан, которого Гераклит критиковал, следовательно, есть как минимум один путь, которым Гераклит мог узнать о его учении. Не говоря уже об активных пифагорейцах, которые почитали Эпименида и его поэму. Таким образом, вполне возможно, что резкие высказывания Гераклита против спящих, которые видят сны и не видят истинной философии, имеют конкретного адресата - Эпименида и пифагорейцев, и шире - всех сторонников мифологического объяснения мира.

Такой вот серьезный след критской предфилософии в философии греческой.

@темы: философия, Гераклит, Эпименид, Парменид