Акциденции суть случайные свойтсва. Субстанция есть носитель акциденций. Признаки соответственно могут быть акцидентальными и субстанциальными: Сократ является спящим акцидентально, а разумным субстанциально.

В диспутациях Экхарта доказывается, что существовать значит существовать как субстанция с акциденциями, то есть быть доступным чувствами и восприятию. Так существуют исключительно конкретные единичные предметы и их совокупности.

А субсистенция это то, что существует не как субстанция - разум, Родина, Бог. В соответствии с словоупотреблением Экхарта (которое он, кстати, подробно поясняет, так что к нему никаких претензий), субсистенция не существует. То есть в определённом смысле можно сказать, что Бог не существует - не существует как субстанция, доступная чувственному восприятию.

"Некоторые люди воображают, что могут увидеть Бога, как увидеть корову", - эти слова Экхарта приводит Свасьян уже в рамках своей концепции. Я только теперь поняла, что это не просто красивая фраза, тут всё строго и логично.

Кстати, некоторые сокращают М. Экхарт, так же, как В. Оккам. Это неправильно. Мейстер Экхарт в широкоизвестном словосочетании - это не имя, а учёное звание: мейстер значит магистр.

@темы: схоластика, Экхарт, субсистенция