В девяностые годы Россия вернулась к той духовной культуре. от которой была оторвана в советское время. Одним из признаков этого возвращения стало появлени книги известного лингвиста В. Топорова "Святость и святые в русской духовной культуре"
predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/book/1...
Я её читала выборочно, те главы, которые были мне нужны. Но такое чтение я не люблю и по возможности стараюсь прочитывать книгу полностью, тем более если нравится, а мне понравилась вторая и третья глава. В новогодние каникулы я начала сначала, про Кирилла Философа.
Человек, продвигающий в России забытую святость, называет православных схизматиками, цитирует по этому поводу Папу Римского (с. 151), сообщает, что несмываемый грех раскола церкви лежит на константинопольском патриархе Фотии, а римская церковь, единственная из всех, сохраняет преемственность со времён апостолов (с. 186). Недооценённый момент в наследии Кирилла и Мефодия заключается в том, что они принимали посвящение от Папы и ни в коей мере не замешаны в расколе церкви, хоть и зависели от Фотия. Топоров также солидаризуется с С. Булгаковым, изгнанным из России советской властью, который пишет, что катастрофа 1917 года была не случайна, а предопределена всей историей России, и первый шаг на пути к этой катастрофе - крещение от греков (с. 190).читать дальше
predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/book/1...
Я её читала выборочно, те главы, которые были мне нужны. Но такое чтение я не люблю и по возможности стараюсь прочитывать книгу полностью, тем более если нравится, а мне понравилась вторая и третья глава. В новогодние каникулы я начала сначала, про Кирилла Философа.
Человек, продвигающий в России забытую святость, называет православных схизматиками, цитирует по этому поводу Папу Римского (с. 151), сообщает, что несмываемый грех раскола церкви лежит на константинопольском патриархе Фотии, а римская церковь, единственная из всех, сохраняет преемственность со времён апостолов (с. 186). Недооценённый момент в наследии Кирилла и Мефодия заключается в том, что они принимали посвящение от Папы и ни в коей мере не замешаны в расколе церкви, хоть и зависели от Фотия. Топоров также солидаризуется с С. Булгаковым, изгнанным из России советской властью, который пишет, что катастрофа 1917 года была не случайна, а предопределена всей историей России, и первый шаг на пути к этой катастрофе - крещение от греков (с. 190).читать дальше
По сути своим выбором Литва противопоставила свою элиту народному большинству, что привело сразу к нескольким негативным последствиям:
Это
1. помешало интеграции литовцев и русских (западных) в один народ, образовало религиозный и культурный зазор между элитой и народом, переросший потом в этнический раскол,
2. ослабило позиции Вильно как соперника Москвы в деле собирания русских земель, до того воспринимаемые в целом нейтрально литовцы стали выглядеть для православных оккупантами, что сделало невозможным союзы с ВКМ и интеграцию Восточной Руси и Литвы в одно государство,
3. начало вялотекущую, но вполне реальную гражданскую войну, которой в своих интересах пользовались ВМК/Русское царство, Польша и прочие соседи,
4. литовская элита оказалась культурно, а потом и социально зависима от Польши, при этом отношения эти были неравноправными, часто невыгодными для литовской стороны.
Про Литву я согласна. Это очень наглядно.
Кто-то из русских историков позапрошлого века писал похоже про Польшу - приняв католичество, поляки стали убогим посмешищем в семье славянских народов.