В общем и целом становятся понятней некотрые связи в книге Топорова. которые я не замечала раньше. Например, десять страниц (с. 90 - 103) про заговоры южных славян и их систему образов - зачем там этот раздел, очень интересный сам по себе? Теперь я знаю и могу рассказать.
В образном строе славянских заговоров от укуса змеи Топоров находит остатки древней картины мира, в которой много магии и много общего с индийской мифологией. В частности, в этих заговорах, как и в Ригведе, земля отождествляется со змеёй, даже показывается, что земля и змея - анаграмма, и мировой змей, который и является землёй под нашими ногами - это реальность архаичного праславянского сознания.
Итак, первый шаг: земля = змея.
Это тождество развиватеся в двух направлениях: с землёй в русских народных верованиях отождествляли Богоматерь, а Богоматерь - это земное воплощение Премудрости Божией из Ветхого Завета, это Пистис-София гностиков, Мудрость, существовавшая до сотворения мира, творческое слово Бога и женственная личность, олицетворяющая материю, мироздание и мир.
В другую сторону тождество развивается элементарно, любой может догадаться: змея это змея, кусающая свой хвост, символ дохристианской бесконечности, круговорота сансары, метемпсихоза и прочих приятных вещей.
Итак, мы получаем: София-Премудрость = Богоматерь = земля = змея = офиты, гностики, языческая мистика и так далее. Самое же приятное в этом, что Премудрость (в христианском понимании) чрезвычайно почитал Кирилл, первоучитель славян, и таким образом в этот ряд можно поставить и Кирилла Философа, и русскую культуру в целом, которая куда же без кириллицы.
Может, я напрасно переживаю вообще? Может, именно этого нам и не хватало в советское время?
В образном строе славянских заговоров от укуса змеи Топоров находит остатки древней картины мира, в которой много магии и много общего с индийской мифологией. В частности, в этих заговорах, как и в Ригведе, земля отождествляется со змеёй, даже показывается, что земля и змея - анаграмма, и мировой змей, который и является землёй под нашими ногами - это реальность архаичного праславянского сознания.
Итак, первый шаг: земля = змея.
Это тождество развиватеся в двух направлениях: с землёй в русских народных верованиях отождествляли Богоматерь, а Богоматерь - это земное воплощение Премудрости Божией из Ветхого Завета, это Пистис-София гностиков, Мудрость, существовавшая до сотворения мира, творческое слово Бога и женственная личность, олицетворяющая материю, мироздание и мир.
В другую сторону тождество развивается элементарно, любой может догадаться: змея это змея, кусающая свой хвост, символ дохристианской бесконечности, круговорота сансары, метемпсихоза и прочих приятных вещей.
Итак, мы получаем: София-Премудрость = Богоматерь = земля = змея = офиты, гностики, языческая мистика и так далее. Самое же приятное в этом, что Премудрость (в христианском понимании) чрезвычайно почитал Кирилл, первоучитель славян, и таким образом в этот ряд можно поставить и Кирилла Философа, и русскую культуру в целом, которая куда же без кириллицы.
Может, я напрасно переживаю вообще? Может, именно этого нам и не хватало в советское время?