Доклад на философском монтеневском обществе 28 февраля 2018 года

Нина Ищенко

Изучение социокультурных трансформации в результате межкультурной коммуникации особенно актуально в наши дни, когда информационные, экономические и культурные связи охватывают большую часть человечества, создавая единое целое из разных народов, до сих пор развивавшихся независимо. Это общепланетное единство начало формироваться в эпоху Великих географических открытий в XV веке, и окончательно сложилось в XX веке. Это объединение происходило под влиянием европейской культуры, которая проводила его целенаправленно, с использованием политических и культурных ресурсов. В результате этих процессов все обещства, с которыми столкнулись европейцы, трансформируются. Социокультурные трансформации неевропейского общества, возникшие под влиянием европейской культуры, получили название модернизации.

Под модернизацией понимают усвоение обществом единого комплекса ценностей. Этот комплекс составляют идеи о том, что существуют законы развития любых обществ, которые действуют везде одинаково; под действием этих законов все общества развиваются, проходя одинаковые стадии развития; некоторые общества продвинулись на этом пути дальше, чем остальные, и должны служить примером, по которому перестраивают свою жизнь все другие народы; в этой перестройке помогает наука и научный прогресс, а также планомерные изменения социальной структуры общества в сторону усвоения демократических ценностей, построения правового государства и так далее. Повсеместное движение всех народов Земли по европейскому пути развития приведет ко всеобщей модернизации и увеличению счастья и разумности обществ.

Критика разных положений этой концепции привела к развитию теории множественных модерностей, которая утверждает, что процесс выработки культуры модерна в европейских странах и процесс ее усвоения неевропейскими обществами принципиально отличны друг от друга, и каждое общество вырабатывает свой вариант развития модерности на основе собственной культуры [1, с. 43].

Началом и основой русской модернизации считаются изменения русского общества, которые начались в XVII веке, в период преобразований Петра Первого [4]. Эти изменения называются европеизацией, вестернизацией, модернизацией. Они происходили под сильным европейским влиянием. Однако тут есть вопрос, который требует ответа: межкультурное взаимодействие России и Европы длилось не одно столетие, Россия сталкивалась с Европой католической и Европой протестантской, вплоть до эпохи Петра Европа не становилась образцом для подражания. Почему же европейское влияние оказалось так сильно именно в это время и изменило русскую жизнь так, что последствия этого мы ощущаем до сих пор?
читать дальше

@темы: история, Россия, философия, Луганск, ФМО, культурология, культурные трансформации

Комментарии
02.03.2018 в 09:55

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Спасибо. :)
Можно унести в УСАДЬБА УРСЫ (ursa-tm.ru/forum/index.php?)?
02.03.2018 в 11:38

Сколько угодно. Я за всемерное распространение идей. Можно даже ссылку не ставить, хотя желательно.
02.03.2018 в 13:44

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
ninaofterdingen,
Спасибо.
И ИМХО схожие процессы произошли в в 20м веке. В плане строительства светлого будущего. Люди точно также вкладывались, горели, жили ради этого будущего. Прошли через Битву Битв, после которой, по идее, должен был начаться рай на Земле. Даже увидели начало этого рая в фантастическом для всей истории человечества комфорте и безопасности, которые появились у обычного человека в 60-70е года (и не только в СССР), и в полетах в космос. А потом оказалось, что История продолжается. Прекрасное мгновение не остановилось.
Тогда началась ломка всего общественного сознания с примерно похожими - в плане западничества и оценка своей истории и места в мире - итогами.
05.03.2018 в 12:55

Да, примерно так. Я и об этом готовлю текст.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии