Соловьев и сам был молодец:
Приведем фрагмент письма религиозного писателя А.Г. Орфано к С.Д. Лапшиной, жене приятеля Соловьева И.О. Лапшина, от 9 марта 1875 г. из Москвы, в котором приводятся ценное свидетельство об увле чении С. спиритизмом в связи с именем его учителя П.Д. Юркевича, бывшего убежденным спиритом: «Теперь я должен сообщить вам несколько деталей о Со ловьеве и его спиритических занятиях, но прошу никому не говорить об этом. Надо вам сказать, что его пребывание в Петербурге многое дало ему в этом отношении и он вернулся сюда с гораздо меньшими предубеждениями против спи ритизма. Но вот, месяц назад, он передал мне, чтобы я к нему заглянул; поскольку я вижусь с ним довольно часто, я подумал, что он получил письмо от своего брата и хочет сообщить мне какие-то новости от вас. Но представьте мое удивление, когда 2 дня назад он мне сказал, вернувшись с вечера, на котором был сеанс, что он захотел сам проверить слышанные и виденные им движения и удары, и что к его большому удивлению, через несколько мгновений после того, как он уселся за ночной столик, тот начал вращаться, делать резкие скачки и отвечать на его воп росы ударами ножки. Появившийся Дух назывался Юркевичем. После этого случая он продолжает заниматься спиритизмом, и если еще и не вполне убежден, то близок к этому. Вы можете подумать, как могут перемениться его убеждения под влиянием этих фактов, — мнение, которое он находил абсурдным, становится объективной истиной» {Лукьянов СМ. Указ. соч. Т. 2.1-ая пагин. С. 94—95; пер. с фр. мой — А.К.). Нельзя исключить, что «медиумическая» запись о «трех началах сущего» относится к марту 1875 года или недалека от этого времени. - Соловьев и гностики, с. 40
Приведем фрагмент письма религиозного писателя А.Г. Орфано к С.Д. Лапшиной, жене приятеля Соловьева И.О. Лапшина, от 9 марта 1875 г. из Москвы, в котором приводятся ценное свидетельство об увле чении С. спиритизмом в связи с именем его учителя П.Д. Юркевича, бывшего убежденным спиритом: «Теперь я должен сообщить вам несколько деталей о Со ловьеве и его спиритических занятиях, но прошу никому не говорить об этом. Надо вам сказать, что его пребывание в Петербурге многое дало ему в этом отношении и он вернулся сюда с гораздо меньшими предубеждениями против спи ритизма. Но вот, месяц назад, он передал мне, чтобы я к нему заглянул; поскольку я вижусь с ним довольно часто, я подумал, что он получил письмо от своего брата и хочет сообщить мне какие-то новости от вас. Но представьте мое удивление, когда 2 дня назад он мне сказал, вернувшись с вечера, на котором был сеанс, что он захотел сам проверить слышанные и виденные им движения и удары, и что к его большому удивлению, через несколько мгновений после того, как он уселся за ночной столик, тот начал вращаться, делать резкие скачки и отвечать на его воп росы ударами ножки. Появившийся Дух назывался Юркевичем. После этого случая он продолжает заниматься спиритизмом, и если еще и не вполне убежден, то близок к этому. Вы можете подумать, как могут перемениться его убеждения под влиянием этих фактов, — мнение, которое он находил абсурдным, становится объективной истиной» {Лукьянов СМ. Указ. соч. Т. 2.1-ая пагин. С. 94—95; пер. с фр. мой — А.К.). Нельзя исключить, что «медиумическая» запись о «трех началах сущего» относится к марту 1875 года или недалека от этого времени. - Соловьев и гностики, с. 40