понедельник, 17 декабря 2018
ЦЕНТР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ РУССКОГО МИРА начинает исследование проблемы «Свобода человека в современном мире». В этих целях он организует ряд «круглых столов», первый из которых на тему «Диалектика свободы человека» состоялся 11 декабря с 14 – 17 час. по адресу ул. Арбат, д. 33 «Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».
Заочно приняли участие редакторы Одуванчика.
Елена Заславская
Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства
Свобода и несвобода человека в обществе тесно связаны с контролем. Отсутствие контроля в современном понимании представляет собой свободу, а контроль той или иной степени охвата человеческой жизни во всех культурах предполагает несвободу. В современной западной культуре старые формы контроля разрушаются с приходом информационных технологий, однако им на смену приходит не свобода, а новая зависимость. Какие культурные причины приводят к этому? В докладе будут рассмотрены основные этапы разрушения старой системы контроля в западных странах и предложена попытка решения проблемы.
Концепция самоконтроля общества «паноптизм» была сформулирована французским философом Мишелем Фуко в труде «Надзор и Наказание». Саму идею паноптизма Фуко позаимствовал у английского философа Иеремии Бентама, который разработал архитектурный проект идеальной тюрьмы «Паноптикум», где камеры предполагалось расположить по кругу, а в центре поставить башню для постоянного наблюдения, таким образом, заключенные были бы уверенны, что за ними постоянно наблюдают и стали бы сами контролировать собственное поведение [6].
В разной форме идея самоконтроля общества присутствует в разных культурах, не являясь специфическим достоянием западного общества. Одна из последних попыток ее реализации имела место в Китае.
читать дальше
В 2017 году в отдельных городах Китая начала работать система социального рейтинга (Social Credit Score или SCS). Эта система представляет собой – систему оценки отдельных граждан или организаций по различным параметрам, значения которых получаются с помощью инструментов массового наблюдения и использующих технологию анализа больших данных. Китай стал первой страной, которая планирует внедрить эту систему к 2020 году с целью «построения гармоничного социалистического общества».
Эта система тут же вызвала критику из-за схожести с режимом диктатуры. «С помощью SCS китайское правительство фактически убьет двух зайцев одним выстрелом: они смогут продвинуть и навязать обществу свое представление о «социально приемлемом поведении» и одновременно с этим получат возможность контролировать все аспекты жизни граждан».- отмечает ресурс Иносми [3].
Таким образом, система паноптизма реализуется в современном китайском обществе с использованием новейших информационных технологий. В западных странах борьба за свободу человека от контроля общества имеет давнюю традицию в буржуазной культуре.
Одним из критиков идей паноптизма стал французский философ Жан Бодрийяр, который призывает нас в свидетели конца перспективного и паноптического пространства и отмены спектакулярного. Доказательства конца паноптизма Бодрийяр приводит на примере эксперимента с семьей Лаудов, ставшей пионером реалити-шоу, в современном его понимании. Во время съемок, которые длились семь месяцев (триста часов прямого вещания) семья распадается. Философ задается вопросами: виновато ли в этом телевидение и что было бы, если бы там не было телевидения? И находит ответ: «так, будто телевидения там не было» эквивалентно «так, будто телевидение там было».
По мнению Бодрийяра, мы больше не находимся в обществе спектакля, о котором говорили ситуационалисты, потому как спектакль предполагает зрителей, и актеров, в то время, как сейчас каждый сам себе и актер, и зритель. Происходит смещение медиума с месседжем: «The Medium is the Message», согласно теории М. Маклюэна. [2, с.46].
В результате, как утверждает Бодрийяр, в западной культуре «больше не существует ни субъекта, ни фокальной точки, ни центра или периферии: чистая флексия или круговая инфлексия. Больше не существует ни насилия, ни надзора – одна лишь «информация», скрытая вирулентность, цепная реакция, медленная имплозия и пространственные симулякры, в которых еще имеет место эффект реального» [2, с.45-46].
Телевизионный глаз больше не является источником абсолютного наблюдения, и идеалом контроля больше не является идеальная прозрачность [2, с. 45]. Деконструкция идей прозрачности и контроля, наблюдателя и наблюдающего, актера и зрителя продолжается в западном искусстве в течение XX-го века.
Американский скульптор Христо Явашев и его жена Жанна Клод Гийебон в середине прошлого века прославились своими работами, в которых «упаковывали» различные объекты – вначале мебель, пишущие машинки, автомобили, а потом разные здания, музеи, Рейхстаг, мосты, парки, плотины и даже целые острова. На проект такого масштаба, как упаковка Рейхстага, ушло 25 лет [7].
Христо говорил: «Никому не нужны упакованные деревья, скульптуры, здания. Никто не заказывал подобное. Они существует только потому, что этого захотел я».
Другой значимой для Христо и Жанны-Клод идеей была демонстрация свободы и иррациональности: их произведения ни от кого не зависят и никому не принадлежат. «У них нет причин на существование кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода – самый главный компонент этого проекта. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода – это враг обладания, а обладание равно статичности…».
И если Христо и Клод скрывают от нас предметы, то дизайнер Робер ДуГренье создает «крабитаты»: стеклянные раковины для крабов-отшельников, которые живут более двадцати лет. Он имитирует точную внутреннюю форму оболочек природы в каждой из своих стеклянных раковин, выполненных вручную, после спиральных образований, которые вмещают контуры тела краба [1].
Таким образом, разрушение пары наблюдатель – наблюдающий активно осуществляется средствами искусства вплоть до наших дней. В наше время эти идеи получают возможность реализоваться также в информационном пространстве Интернета.
Рассмотрим в этом ключе феномен «сэлфи». В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. Это автопортрет, который выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, с целью самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram [5].
За последние 5 лет сэлфи прочно вошло в культуру и стало неотъемлемым элементом не только информационного, но и художественного пространства. Например, в Москве в 2016-м году прошла выставка «Общество в зеркале автопортрета» [4]. Куратор выставки отмечает, что несмотря на распространенность феномена он все больше упрощается его художественное содержание: однотипные позы, мимика, жесты. С исчезновением художественности остается чистая информация — кто, где, с кем и когда находился. Это и есть та информация, за которой охотились системы контроля до виртуального общества.
При анализе этого феномена оказывается что информация, которую раньше было трудно получить и получение которой воспринималось как недопустимое вторжение в личное пространство сейчас предоставляется добровольно и в рамках социально одобряемых практик.
Западное общество крайне болезненно реагирует на попытки государства вмешаться в личную сферу граждан, но совершенно лояльно относится к тому, что личная информация используется бизнес-корпорациями и торговыми компаниями. Таким образом, методы контроля стали тоньше и не включают прямое принуждение, но используют манипуляцию общественным сознанием и пиар технологии.
С разрушением границ между наблюдателем и наблюдаемым Паноптизм не исчез, он трансформировался.
Литература
1. Crabitats — искусственные раковины для крабов-отшельников // Novate. URL: novate.ru/blogs/010812/21234/ (дата посещения 4.12.2018)
2. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции : [пер. с фр. А. Качалова]. М. : ПОСТУМ, 2018. 240 с.
3. Галеон Д., Берган Б. Китайская «система социального рейтинга» будет определять ценность людей // Иносми.ру. 20.02.2018. URL: inosmi.ru/social/20180220/241513806.html (дата обращения 4.12.2018)
4. Горбачева О. Художники воспели феномен селфи // «Московский комсомолец». 2 августа 2016 г. №27166.
5. Погонцева Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). URL: ekoncept.ru/2013/13263.htm (дата обращения 4.12.2018)
6. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). INTRADA. Сост. Ильин И. П.. 2001.
7. Садовскова С. Упаковка или искусство? Христо Явашев // Ярмарка мастеров. 02.10.2013.URL:www.livemaster.ru/topic/430607-upakovka-ili-isk... (дата посещения 4.12.2018)oduvan.org/chtivo/stati/dialektika-svobodyi-i-k...