ЦЕНТР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ РУССКОГО МИРА начинает исследование проблемы «Свобода человека в современном мире». В этих целях он организует ряд «круглых столов», первый из которых на тему «Диалектика свободы человека» состоялся 11 декабря с 14 – 17 час. по адресу ул. Арбат, д. 33 «Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».

Заочно приняли участие редакторы Одуванчика.

Елена Заславская

Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства

Свобода и несвобода человека в обществе тесно связаны с контролем. Отсутствие контроля в современном понимании представляет собой свободу, а контроль той или иной степени охвата человеческой жизни во всех культурах предполагает несвободу. В современной западной культуре старые формы контроля разрушаются с приходом информационных технологий, однако им на смену приходит не свобода, а новая зависимость. Какие культурные причины приводят к этому? В докладе будут рассмотрены основные этапы разрушения старой системы контроля в западных странах и предложена попытка решения проблемы.

Концепция самоконтроля общества «паноптизм» была сформулирована французским философом Мишелем Фуко в труде «Надзор и Наказание». Саму идею паноптизма Фуко позаимствовал у английского философа Иеремии Бентама, который разработал архитектурный проект идеальной тюрьмы «Паноптикум», где камеры предполагалось расположить по кругу, а в центре поставить башню для постоянного наблюдения, таким образом, заключенные были бы уверенны, что за ними постоянно наблюдают и стали бы сами контролировать собственное поведение [6].

В разной форме идея самоконтроля общества присутствует в разных культурах, не являясь специфическим достоянием западного общества. Одна из последних попыток ее реализации имела место в Китае.читать дальше

oduvan.org/chtivo/stati/dialektika-svobodyi-i-k...