Записки по книге Плюхановой "Заметки и символы Московского царства". Тема начата здесь:
ninaofterdingen.livejournal.com/777641.html
ninaofterdingen.livejournal.com/777972.html
ninaofterdingen.livejournal.com/780660.html
Крест-калычка упоминается в очень интересной болгарской народной песне, которая оказалась связана и с нашей историей.
Болгария, как известно, была крещена в православие от греков, но много лет жестоко воевала с Византией. То болгарский царь осаждает Царьград, то ромейский император получает прозвание Болгаробойца. Такой политический конфликт и устремленность подчеркивать политический и имперский аспект религии очень своеобразно проявился в болгарской культуре.
Известная концепция про третий Рим рождена именно в Болгарии. Представление о том, что Константинополь как второй Рим изжил себя, и теперь царство переходит в третий Рим, болгарскую столицу Тырново, было очень важным в болгарской книжности, и его влияние на русскую культуру подчеркивалось неоднократно разными исследователями.
В отличие от русских, болгары полностью восприняли от греков символику победоносного креста, который обеспечивает торжество над врагами и царскую власть. В Болгарии был необычайно популярен царь Константин, первый христианский царь римлян, который увидел перед битвой в небе знак креста и услышал слова "Сим победиши!", а потом изобразил крест на знаменах. В Болгарии царь Константин - персонаж не только идеологической и теологической литературы, но и фольклора - в отличие от России, где нет даже ни одного праздника, посвященного Константину, хотя Константин - образец для христианского царя, включая Владимира Крестителя. Плюханова отмечает этот загадочный факт, и говорит, что как бы его объяснять, он сильно колеблет теорию о заимствованном от Византии цезарепапизме. Но это к слову.
В Болгарии уже в период столкновения с турками появляется народная песня о кресте-калычке. Сюжет песни следующий. Богоматель пердлагает болгарскому царю деревянный меч в виде креста, который и называется крест-калычка. Царь говорит, что у него есть золотой меч, и деревянный ему не нужен. Тогда Богоматерь отдает крест-калычку туркам, которые и побеждают болгарского царя в бою, и забирают себе его царство. После этого русские хитростью выманивают у турок крест-калычку и голову Иоанна Крестителя. Когда реликвии уже увезены на Русь, хитрые евреи объясняют туркам, чего они лишились, и говорят, что теперь царство переходит к русским.
Несколько веков спустя этот сюжет разыгрался наяву.
ninaofterdingen.livejournal.com/781994.html
ninaofterdingen.livejournal.com/777641.html
ninaofterdingen.livejournal.com/777972.html
ninaofterdingen.livejournal.com/780660.html
Крест-калычка упоминается в очень интересной болгарской народной песне, которая оказалась связана и с нашей историей.
Болгария, как известно, была крещена в православие от греков, но много лет жестоко воевала с Византией. То болгарский царь осаждает Царьград, то ромейский император получает прозвание Болгаробойца. Такой политический конфликт и устремленность подчеркивать политический и имперский аспект религии очень своеобразно проявился в болгарской культуре.
Известная концепция про третий Рим рождена именно в Болгарии. Представление о том, что Константинополь как второй Рим изжил себя, и теперь царство переходит в третий Рим, болгарскую столицу Тырново, было очень важным в болгарской книжности, и его влияние на русскую культуру подчеркивалось неоднократно разными исследователями.
В отличие от русских, болгары полностью восприняли от греков символику победоносного креста, который обеспечивает торжество над врагами и царскую власть. В Болгарии был необычайно популярен царь Константин, первый христианский царь римлян, который увидел перед битвой в небе знак креста и услышал слова "Сим победиши!", а потом изобразил крест на знаменах. В Болгарии царь Константин - персонаж не только идеологической и теологической литературы, но и фольклора - в отличие от России, где нет даже ни одного праздника, посвященного Константину, хотя Константин - образец для христианского царя, включая Владимира Крестителя. Плюханова отмечает этот загадочный факт, и говорит, что как бы его объяснять, он сильно колеблет теорию о заимствованном от Византии цезарепапизме. Но это к слову.
В Болгарии уже в период столкновения с турками появляется народная песня о кресте-калычке. Сюжет песни следующий. Богоматель пердлагает болгарскому царю деревянный меч в виде креста, который и называется крест-калычка. Царь говорит, что у него есть золотой меч, и деревянный ему не нужен. Тогда Богоматерь отдает крест-калычку туркам, которые и побеждают болгарского царя в бою, и забирают себе его царство. После этого русские хитростью выманивают у турок крест-калычку и голову Иоанна Крестителя. Когда реликвии уже увезены на Русь, хитрые евреи объясняют туркам, чего они лишились, и говорят, что теперь царство переходит к русским.
Несколько веков спустя этот сюжет разыгрался наяву.
ninaofterdingen.livejournal.com/781994.html