В начале двадцатого века, в 1912 году, в среде русских монахов на Афоне зародилось учение, получившее известность как имяславие. Имяславие сразу же вызвало бурную реакцию и бурную полемику как в среде верующих, так и в секулярных кругах. Святейший Синод провел экспертизу и объявил учение ересью. На этом основании российским правительством было постановлено изгнать русских монахов-имяславцев с Афона как еретиков. Решение было радостно поддержано греками, потому что как раз тогда дебатировался вопрос о международном статусе Афона, а русских монахов там было гораздо больше, чем греков, и Константинополь мог совсем потерять контроль над этим важным религиозным центром. Таким образом, в дело вмешалась политика.

Последовавшая вскоре Первая мировая война и Революция воспринимались имяславцами как наказание России за то, что не поддержала истинное учение. Собранный после падения самодержавия собор РПЦ ставил вопрос об имяславии, но кроме предварительных заметок соответствующей комиссии ничего не сохранилось и ничего не было сделано.

История имяславия изложена по книге И. Алфеева "Священная тайна церкви", в которой дан подробный анализ соответствующих учений в восточном христианстве. Анализируется учение об Имени Божием в Ветхом и Новом Заветах, в патристике, в монашеской традиции Византии и Руси, вплоть до взрыва в 1912 году. История доводится до послереволюционных попыток воцерковления учения.
Один любопытный эпизод из этой книги я приведу далее.

Священная тайна Церкви, ссылка: azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjashennaja-...
#эссе

@темы: имяславие