Влияние на христианскую догматику античной философии вообще и неоплатонизма в частности давно и хорошо известно. Великие каппадокийцы жили после Плотина, отца неоплатонизма, и были в какой-то степени знакомы с его идеями. Христианские мыслители используют философскую терминологию, и делают это так удачно, что вплоть до настоящего времени находятся философы, считающие христианскую догматику разновидностью неоплатонизма. Однако различие в те времена понимали ясно и формулировали четко. Одна из тех концепций, которые наглядно показывают, что неоплатоническая философия использовалась как инструмент для выражения антиплатонического содержания, это безусловно учение о троичности божества.
Плотин учит, что выше всего стоит Единое, которое недоступно ни чувствам, ни разуму, вмещает в себя все определения и одновременно превосходит их, порождает мир и даже бытие. Следующая ступень божества - это Ум, Нус, который уже до какой-то степени умопостигаем, деятелен и создает мир. Третья ступень - мировая Душа, которая формирует материю, одушевляя весь мир в целом.
На первый поверхностный взгляд триада Плотина Единое-Ум-Душа идеально описывает христианскую Троицу. Соблазн отождествить их очень велик, однако каппадокийцы ему не поддались. Различия, причем принципиальные, заключаются в следующем:
1. Триада Плотина безличностна, это некие сущности, не имеющие личностных характристик. Христианская Троица представляет собой Три Лица.
2. Триада Плотина иерархична: каждая последующая ступень дальше от совершенства, чем предыдущая. В Троице все Лица единосущны и равночестны.
3. Триада эманирует: все ступени божественной сущности, вплоть до создания нашего материального мира, истекают друг из друга согласно некоему естественному закону, непроизвольно. В Троице же отношения между Лицами являются личностными (тут не избежать тавтологии), а творение мира принципиально отличается от отношений внутри Троицы, и представляет собой сознательное волевое действие.
Плотин учит, что выше всего стоит Единое, которое недоступно ни чувствам, ни разуму, вмещает в себя все определения и одновременно превосходит их, порождает мир и даже бытие. Следующая ступень божества - это Ум, Нус, который уже до какой-то степени умопостигаем, деятелен и создает мир. Третья ступень - мировая Душа, которая формирует материю, одушевляя весь мир в целом.
На первый поверхностный взгляд триада Плотина Единое-Ум-Душа идеально описывает христианскую Троицу. Соблазн отождествить их очень велик, однако каппадокийцы ему не поддались. Различия, причем принципиальные, заключаются в следующем:
1. Триада Плотина безличностна, это некие сущности, не имеющие личностных характристик. Христианская Троица представляет собой Три Лица.
2. Триада Плотина иерархична: каждая последующая ступень дальше от совершенства, чем предыдущая. В Троице все Лица единосущны и равночестны.
3. Триада эманирует: все ступени божественной сущности, вплоть до создания нашего материального мира, истекают друг из друга согласно некоему естественному закону, непроизвольно. В Троице же отношения между Лицами являются личностными (тут не избежать тавтологии), а творение мира принципиально отличается от отношений внутри Троицы, и представляет собой сознательное волевое действие.