Гегель очень высоко ставил притчу о грехопадении человека и вкушении плодов от древа познания, не раз её комментировал и к ней возвращался. Он считал, что в этой притче выражена та мысль, что знание возвышает человека до Бога, что дух человека божественный, и находиться в состоянии невинности как животное или ребёнок для человека ненормально. За это Гегель и получил полной мерой возмущенных филиппик от Льва Шестова, который создал собственную мистическую версию немецкой философии, в которой на Гегеля повесил всех собак. Но сегодня не о Гегеле, а о Канте, который неожиданно выступает как пародист. Из предмсловия А. Гулыги к "Философии религии" Гегеля, том 1:
"Кант, в духе Просвещения иронизировавший над Священным писанием, пародирует эту притчу. Он пишет о некоем «персидском острослове», который сравнил земной шар «с клоакой, куда спускают нечистоты из других миров», а местопребывание первых людей — рай — поместил на небо. В раю «было много деревьев, нагруженных роскошными плодами, остатки которых после еды незаметно испарялись из организма. Исключение составляло одно дерево, привлекательные плоды которого оставляли иного рода выделения. Поскольку наши прародители дали себя соблазнить и, несмотря на запрет, попробовали эти плоды, то, чтобы не запачкать небо, пришлось воспользоваться советом одного из ангелов, который показал на Землю и сказал: «Вот отхожее место для всей Вселенной». Он их свел туда по нужде и, оставив там, улетел на небо. Так появился на Земле человеческий род». (/. Kant. Samt-liche Werke, hrsg. von K. Vorlander, Bd. 6, Abt. 2. Leipzig, 1922, S. 162.)" (С. 22).
Знающий читатель узнает здесь гностические идеи, да простится мне этот каламбур. Никогда не знаешь, где их повстречаешь.
"Кант, в духе Просвещения иронизировавший над Священным писанием, пародирует эту притчу. Он пишет о некоем «персидском острослове», который сравнил земной шар «с клоакой, куда спускают нечистоты из других миров», а местопребывание первых людей — рай — поместил на небо. В раю «было много деревьев, нагруженных роскошными плодами, остатки которых после еды незаметно испарялись из организма. Исключение составляло одно дерево, привлекательные плоды которого оставляли иного рода выделения. Поскольку наши прародители дали себя соблазнить и, несмотря на запрет, попробовали эти плоды, то, чтобы не запачкать небо, пришлось воспользоваться советом одного из ангелов, который показал на Землю и сказал: «Вот отхожее место для всей Вселенной». Он их свел туда по нужде и, оставив там, улетел на небо. Так появился на Земле человеческий род». (/. Kant. Samt-liche Werke, hrsg. von K. Vorlander, Bd. 6, Abt. 2. Leipzig, 1922, S. 162.)" (С. 22).
Знающий читатель узнает здесь гностические идеи, да простится мне этот каламбур. Никогда не знаешь, где их повстречаешь.