Украина в XVII-м веке была западным рубежом русской православной культуры. Здесь жили железные люди, которые были способны учиться и творить в обстановке неутихающего гражданского водоворота. Помимо восстаний и войн, Украина переживала все радости смешения культур и конфессий. Православие не занимало исключительного положения в обществе, на этой территории действовали иезуиты, униаты, протестанты. Сторонники православия и русской культуры не имели возможности отгородиться от этого всего, они должны были жить в самом центре взаимодействующих культурных пространств. Православные интеллектуалы Украины били врага его же оружием: осваивали западную риторику и барочную культуру, выражали свои ценности новыми методами в новых жанрах, которых не было раньше на этой территории и не было совсем Москве.

Великие люди того времени, которые сто лет, с появления унии, вели эту борьбу: Мелетий Смотрицкий, Лазарь Баранович, Лаврентий Зизаний, Иоанникий Галятовский, Иоаким Гизель, Пётр Могила и многие другие.

Сейчас они в лучшем случае забыты: тексты их написаны таким архаичным языком, что требуют перевода, принципы барочный культуры нам недоступны без специальной подготовки, а это значит, что произведения такого рода нашему современнику бесконечно скучны. Украина, Белоруссия, Литва пытаются присвоить эти фигуры и внести их в свое культурное пространство как борцов с Москвой и творцов национальной идентичности.

В российской науке положительный поворот наметился в постсоветский период, и с тех пор деятельность русских интеллектуалы Украины, Белоруссии, Польши привлекает пристальное внимание и получает высокую оценку. Широкому же читателю они по-прежнему неизвестны. А это рубеж, который нельзя сдавать.

@темы: Украина, порубежье