В статье "НЕОПЛАТОНИЗМ И ИОГАЧАРА: ОДНА ПАРАЛЛЕЛЬ В ИСТОРИИ Школ" современного философа, историка философии Р. Светлова проводится параллель между неоплатоническими и буддистскими школами. Отмечая сходство психофизических практик в античной ойкумене и в индийской, исследователь отмечает, что предположения о каком-либо взаимно влиянии решительно опровергают я историческим данными. Светлова также формулирует пять принципиальных отличий буддизма от неоплатонизма:

"Во­-первых, буддисты отрицали субстанциальность души. Пла­тоники же, хотя и понимали центр человеческого самосознания ина­че, полагали душу сущностью, как бы субстантивируя ее. Во­-вторых, для неоплатоников космос благ — поскольку он яв­ляется моментом полноты бытия, куда входит также душевное, духов­ное и бытийное устроения. Буддисты также создадут концепцию трех тел Будды, напоминающую некоторые триады неоплатонизма, однако мир для них ­ юдоль страдания. В итоге и неоплатон­ ский ум принципиально отличается от алая-­виджняны, по крайней мере с точки зрения своей ценности. «Стать умом» для неоплатони­ка — важнейшая задача. Между тем алая­-виджняна имеет xapaктер относительной реальности, а не абсолютной.

В­-третьих, для платоников космос вечен и постоянно творится благим началом. Для буддистов же мир — результат совокупной кармы всех живых существ.

В­-четвертых, восхождение к единому платониками понимается как страдание (в связи с этим они нередко использовали сократ­скую метафору родовых мук), но страдание, дающее возможность трансцендировать к Началу. Буддисты же исповедуют избавление от страданий в любых его формах.

В-­пятых, Платон был для его последователей все­-таки боже­ственным человеком, чистой душой, но не проявлением некоего он­тологического начала. Между тем история буддизма знает концеп­цию татхагатагарбхи, которая позволяет увидеть в Будде особую онтологическую реальность".

@темы: философия, Светлов, буддизм, неоплатонизм