Г. Флоровский. Восточные отцы IV века
Книга вводит в самое средоточие тринитарных споров, споров о природе Лиц Святой Троицы. IV век - это век споров о природе Христа и природе Духа Святого, двух Лиц Троицы. В этот период появились течения, отрицающие Божественную природу Христа, самым ярким из которых было арианство, связанное с именем Ария. Несколько позже, но тоже в хронологических границах этого периода появились пневматомахи, отрицающие Божественную природу Духа. В борьбе с этими ересями и сформировалось православное учение того периода.
В этот период состоялись два Вселенских собора - Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.). На этих соборах было разработано и изложено ортодоксальное учение о Христе и Духе Святом. Отрицание этих положений уже в новое время, в XVII веке, привело к появлению влиятельных сект антитринитариев, социниан, польских ариан и так далее. По сохранившимся данным, последовательным антитринитарием был Ньютон, который писал в защиту Ария, его противника православного епископа Афанасия Александрийского порицал с чисто личным пристрастием, а утверждение учения Афанасия о Святой Троице на Константинопольском соборе считал началом конца света, исходной точной отсчет событий, предсказанных в Апокалипсисе. Известные всем Свидетели Иеговы в этих координатах ариане, не признающие Христа Богом. Из этой же категории позже выросло мусульманство, где Ииус всего лишь один из пророков, а Аллах принципиально един.
В учении пневматомахов, борцов с Духом, были сформулированы те идеи, которые позже воплотились в знаменитое Filioque, приведшее к разделению церквей и отпадению католиков от православия в XI веке.
Итак, богословие этого периода - живое и актуальное. Сформулированные тогда идеи живут до сих пор, создавая новые религиозные миры и управляя жизнью наших современников. Флоровский излагает всё понятно и доступно, для первого знакомства в самый раз.
Книга вводит в самое средоточие тринитарных споров, споров о природе Лиц Святой Троицы. IV век - это век споров о природе Христа и природе Духа Святого, двух Лиц Троицы. В этот период появились течения, отрицающие Божественную природу Христа, самым ярким из которых было арианство, связанное с именем Ария. Несколько позже, но тоже в хронологических границах этого периода появились пневматомахи, отрицающие Божественную природу Духа. В борьбе с этими ересями и сформировалось православное учение того периода.
В этот период состоялись два Вселенских собора - Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.). На этих соборах было разработано и изложено ортодоксальное учение о Христе и Духе Святом. Отрицание этих положений уже в новое время, в XVII веке, привело к появлению влиятельных сект антитринитариев, социниан, польских ариан и так далее. По сохранившимся данным, последовательным антитринитарием был Ньютон, который писал в защиту Ария, его противника православного епископа Афанасия Александрийского порицал с чисто личным пристрастием, а утверждение учения Афанасия о Святой Троице на Константинопольском соборе считал началом конца света, исходной точной отсчет событий, предсказанных в Апокалипсисе. Известные всем Свидетели Иеговы в этих координатах ариане, не признающие Христа Богом. Из этой же категории позже выросло мусульманство, где Ииус всего лишь один из пророков, а Аллах принципиально един.
В учении пневматомахов, борцов с Духом, были сформулированы те идеи, которые позже воплотились в знаменитое Filioque, приведшее к разделению церквей и отпадению католиков от православия в XI веке.
Итак, богословие этого периода - живое и актуальное. Сформулированные тогда идеи живут до сих пор, создавая новые религиозные миры и управляя жизнью наших современников. Флоровский излагает всё понятно и доступно, для первого знакомства в самый раз.