Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал, но стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Мудрец брадатый, о котором здесь пишет Пушкин, это Зенон Элейский, ученик Парменида. «Движенья нет» – это тезис Парменида, а Зенон придумал несколько иллюстраций этого тезиса. Знаменитые апории Зенона и представляют собой эти иллюстрации: о летящей стреле, которая покоится, а также об Ахиллесе, который не может догнать черепаху.
Ахиллес и Черепаха зажили собственной жизнью: они обсуждают философские вопросы в книгах Льюиса Кэрролла, Дугласа Хофштадтера, а также современного писателя Ивана Матвеева (на последнее произведение я даже дам ссылку, оно того стоит: www.netslova.ru/matveev/aich1.html). Бурная биография этих персонажей может увести нас слишком далеко. Вернемся к брадатому мудрецу.
Историю о Диогене, который «стал ходить» в ответ на тезис «движенья нет», рассказывает Диоген Лаэртский, и современнику Пушкина Гегелю эта история была хорошо известна. Гегель абсолютно не разделял того восторга, который вызывает это так называемое возражение. Он писал, что раз затруднение сформулировано в понятиях, то и решить его нужно в понятиях. Всем известно, что мы можем ходить, но Зенон и его учитель Парменид смогли доказать, что понятие движения противоречиво, и таким образом, как минимум одно противоречивое явление существует в реальности. Апории Зенона остаются неопровержимыми до сих пор, то есть противоречие и самоотрицание не только реализованы в мире, но и очень широко в нем распространены.
Другой смолчал, но стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Мудрец брадатый, о котором здесь пишет Пушкин, это Зенон Элейский, ученик Парменида. «Движенья нет» – это тезис Парменида, а Зенон придумал несколько иллюстраций этого тезиса. Знаменитые апории Зенона и представляют собой эти иллюстрации: о летящей стреле, которая покоится, а также об Ахиллесе, который не может догнать черепаху.
Ахиллес и Черепаха зажили собственной жизнью: они обсуждают философские вопросы в книгах Льюиса Кэрролла, Дугласа Хофштадтера, а также современного писателя Ивана Матвеева (на последнее произведение я даже дам ссылку, оно того стоит: www.netslova.ru/matveev/aich1.html). Бурная биография этих персонажей может увести нас слишком далеко. Вернемся к брадатому мудрецу.
Историю о Диогене, который «стал ходить» в ответ на тезис «движенья нет», рассказывает Диоген Лаэртский, и современнику Пушкина Гегелю эта история была хорошо известна. Гегель абсолютно не разделял того восторга, который вызывает это так называемое возражение. Он писал, что раз затруднение сформулировано в понятиях, то и решить его нужно в понятиях. Всем известно, что мы можем ходить, но Зенон и его учитель Парменид смогли доказать, что понятие движения противоречиво, и таким образом, как минимум одно противоречивое явление существует в реальности. Апории Зенона остаются неопровержимыми до сих пор, то есть противоречие и самоотрицание не только реализованы в мире, но и очень широко в нем распространены.