О методе рассуждений Парменида пишет Марина Николаевна Вольф, доктор философских наук, доцент, директор Института философии и права СО РАН, профессор кафедры истории философии Института философии и права НГУ. Статья ее называется «К вопросу интерпретации доксы у Парменида: в поисках космологии», Историко-философский ежегодник-2010 / Ин-т философии РАН. Центр гуманитарных инициатив. 2010. С. 5 – 32.
Способ рассуждения Парменида в статье описан понятно и согласно с известными идеями философа. В начале своей поэмы Парменид упоминает два вида познания – согласно мнению и по истине, которые оба ведут к одному и тому же знанию. Это несколько загадочный момент, поскольку мнение (правда, позднее, уже у Платона) изменчиво, субъективно и не может адекватно выразить истину. Как два пути ведут к одному и тому же результату?
Вольф реконструирует этот ход мысли следующим образом. Противоположность для Парменида относится к несуществующему. Допустим, у нас есть два объекта – человек и лошадь, которые не совпадают друг с другом, один отрицает другой. Это наше мнение, по истине отрицания нет, отрицание – результат ошибки восприятия или именования. Можно отыскать такой способ обозначить эти объекты, при котором отрицание исчезнет. «Если человек и лошадь отличаются, то, возможно, нужно найти такую степень общности, которая позволила бы описать их непротиворечиво, так, чтобы они получили такое имя, которое было бы удовлетворительным для обоих и не содержало в себе различия. Например, как млекопитающих» (с. 29).
Если сравнить млекопитающее с другим предметом, например, с гончарным изделием, снова возникнет противоречие, которое нужно устранять таким же способом. Поднимаясь всё выше и выше к максимальной общности, мы получим весь мир, всё сущее как целое, которое только и существует по истине. Так, анализируя мнение, мы приходим к истинному знанию, которое и выражено в поэме Парменида.
Способ рассуждения Парменида в статье описан понятно и согласно с известными идеями философа. В начале своей поэмы Парменид упоминает два вида познания – согласно мнению и по истине, которые оба ведут к одному и тому же знанию. Это несколько загадочный момент, поскольку мнение (правда, позднее, уже у Платона) изменчиво, субъективно и не может адекватно выразить истину. Как два пути ведут к одному и тому же результату?
Вольф реконструирует этот ход мысли следующим образом. Противоположность для Парменида относится к несуществующему. Допустим, у нас есть два объекта – человек и лошадь, которые не совпадают друг с другом, один отрицает другой. Это наше мнение, по истине отрицания нет, отрицание – результат ошибки восприятия или именования. Можно отыскать такой способ обозначить эти объекты, при котором отрицание исчезнет. «Если человек и лошадь отличаются, то, возможно, нужно найти такую степень общности, которая позволила бы описать их непротиворечиво, так, чтобы они получили такое имя, которое было бы удовлетворительным для обоих и не содержало в себе различия. Например, как млекопитающих» (с. 29).
Если сравнить млекопитающее с другим предметом, например, с гончарным изделием, снова возникнет противоречие, которое нужно устранять таким же способом. Поднимаясь всё выше и выше к максимальной общности, мы получим весь мир, всё сущее как целое, которое только и существует по истине. Так, анализируя мнение, мы приходим к истинному знанию, которое и выражено в поэме Парменида.