Всякий, кто знает древнегреческие мифы хотя бы по книжке Николая Куна, помнит, что для древних греков обитаемые земли со всех сторон омывает Океан. Однако далеко не каждый представляет себе, что это значит фактически.
Теория об Океане, омывающем землю со всех сторон, формировала такие житейские явления греческой жизни, как колонизация новых земель. С этой живучей теорией полемизировал Геродот в пятом веке до нашей эры, а на двести-триста лет раньше она была аксиомой – очевидностью, которая бросается в глаза, и которую невозможно не заметить.
Океан не просто омывает землю. Океан – это водная граница между миром живых и миром мертвых. Жить на берегу Океана – значит жить в пространстве хаоса, где отсутствует культура, где неоформленные жизненные проявления темных сил постоянно губят и разрушают любые достижения человека, от построек до социальных норм. Также очевидно, что пересечь Океан обычному человеку невозможно, так как переплывший Океан попадает в царство мертвых, а вернуться оттуда простому смертному не под силу.
Именно эти представления лежат в основе мифологической значимости и огромной популярности истории аргонавтов – они сделали невозможное, они переплыли Океан и вернулись обратно. Золотое руно – это волшебный предмет, за которым во всех сказках герой отправляет в царство мертвых, Медея, дракон и колхи – это обитатели иного мира, мира мертвых, где возможно всё невозможное в мире живых. Похищение Медеи предстает как похищение Ариадны из лабиринта – еще одного символа царства мертвых. Поскольку Океан омывает всю землю, Геркулесовы столпы, маркирующие конец мира живых, стоят и далеко на западе, и далеко на востоке – в этом долгое время не было противоречия.
Аллюзии можно множить. Загробная символика формирует то пространство мифа, в котором плывет Арго, и туда, и что характерно, обратно. Это возвращение – небывалое событие, которое простому смертному не повторить, для которого нужны дети богов.
Теперь мы можем оценить по достоинству ту мысль, которая выражена в заголовке поста. Как пишет Иванчик, долгое время греки считали Черное море частью Океана. Анализ гомеровских, догомеровских и постгомеровских текстов показывает, что грекам было известно только южное и западное побережье Черного моря, но они ничего не знали о северном и восточном его побережье. В этих условиях открытие северного берега Черного моря должно было произвести подлинный фурор – и оно его произвело.
Миф о том, что Черное море – часть Океана, Иванчик признает единственной причиной того, что Причерноморье не осваивалось целых двести лет с начала греческой колонизации. На фоне успехов на западе эта пауза особенно заметна, и никакого внятного объяснения ей до сих пор не было.
Осознание того, что Черное море – не Океан, многократно ускорило колонизацию, хотя прежние мифические представления не умерли, и античные географы еще много веков чертили выходы к Балтике и Северному морю (которые уж точно Океан!) по Днепру и Дунаю.
Теория об Океане, омывающем землю со всех сторон, формировала такие житейские явления греческой жизни, как колонизация новых земель. С этой живучей теорией полемизировал Геродот в пятом веке до нашей эры, а на двести-триста лет раньше она была аксиомой – очевидностью, которая бросается в глаза, и которую невозможно не заметить.
Океан не просто омывает землю. Океан – это водная граница между миром живых и миром мертвых. Жить на берегу Океана – значит жить в пространстве хаоса, где отсутствует культура, где неоформленные жизненные проявления темных сил постоянно губят и разрушают любые достижения человека, от построек до социальных норм. Также очевидно, что пересечь Океан обычному человеку невозможно, так как переплывший Океан попадает в царство мертвых, а вернуться оттуда простому смертному не под силу.
Именно эти представления лежат в основе мифологической значимости и огромной популярности истории аргонавтов – они сделали невозможное, они переплыли Океан и вернулись обратно. Золотое руно – это волшебный предмет, за которым во всех сказках герой отправляет в царство мертвых, Медея, дракон и колхи – это обитатели иного мира, мира мертвых, где возможно всё невозможное в мире живых. Похищение Медеи предстает как похищение Ариадны из лабиринта – еще одного символа царства мертвых. Поскольку Океан омывает всю землю, Геркулесовы столпы, маркирующие конец мира живых, стоят и далеко на западе, и далеко на востоке – в этом долгое время не было противоречия.
Аллюзии можно множить. Загробная символика формирует то пространство мифа, в котором плывет Арго, и туда, и что характерно, обратно. Это возвращение – небывалое событие, которое простому смертному не повторить, для которого нужны дети богов.
Теперь мы можем оценить по достоинству ту мысль, которая выражена в заголовке поста. Как пишет Иванчик, долгое время греки считали Черное море частью Океана. Анализ гомеровских, догомеровских и постгомеровских текстов показывает, что грекам было известно только южное и западное побережье Черного моря, но они ничего не знали о северном и восточном его побережье. В этих условиях открытие северного берега Черного моря должно было произвести подлинный фурор – и оно его произвело.
Миф о том, что Черное море – часть Океана, Иванчик признает единственной причиной того, что Причерноморье не осваивалось целых двести лет с начала греческой колонизации. На фоне успехов на западе эта пауза особенно заметна, и никакого внятного объяснения ей до сих пор не было.
Осознание того, что Черное море – не Океан, многократно ускорило колонизацию, хотя прежние мифические представления не умерли, и античные географы еще много веков чертили выходы к Балтике и Северному морю (которые уж точно Океан!) по Днепру и Дунаю.