Элевсинский сюжет о браке реализуется в романе «Братья Карамазовы» на трех уровнях.

Первый – фактический, событийный: Митя и Грушенька, Митя и Катерина Иванован, Лиза и Алёша и так далее. Если собрать все моменты, в которых проговаривается эта тема, включая неудачные, несостоявшиеся, фантастические браки, то будет явно видно, что этот вопрос – центральный.

Второй уровень связан с земледельческой символикой Элевсина. Счастливый брак для Персефоны означает плодородие на всей земле, обеспечивает нормальное возделывание земли, дар земледелия человечеству. Этот уровень всегда в оперативной памяти писателя. Именно отсюда внезапно, немотивированно появляются идеи земледелия именно в связи с браком, верным выбором жениха и всем этим кругом вопросов: Грушенька предлагает Мите деньги, чтобы он отдал их Катерине Ивановне, а сами они будут «землю пахать». Мотив этот звучит настойчиво и повторяется несколько раз, чтобы читатель как-нибудь не пропустил.

Третий уровень – это священный брак Христа и Церкви, где в качестве церкви выступает всё человечество, люди, уверовавшие в Христа. Именно этот уровень реализуется в Легенде о Великом инквизиторе.

Легенда предваряется цитатой из Пушкина: «Проходит день, настает темная, горячая и «бездыханная» севильская ночь. Воздух «лавром и лимоном пахнет»». Лавром и лимоном воздух пахнет в «Каменном госте». «Каменный гость» – история о том, как статуя явилась, чтобы отомстить за соблазненную жену и наказать злодея. В Легенде о Великом инквизиторе рассказывается, как приходит на землю Христос. Он неподвижен и не говорит ни слова – это характеристики статуи. Он пришел к новому лидеру человечества, то есть в мистическом плане к соблазнителю невесты-Церкви. История Дон Гуана показывает, где в конце концов окажется Великий инквизитор и чем заканчивается его история.

Самое удивительное во всех этих уровнях, что Достоевский сознательно их выстраивает и конструирует именно так. Грандиозно.

@темы: Элевсин, ДОстоевский