Русский советский историк науки В. П. Зубов пишет, что Леонардо да Винчи считал солнце горячим. Чтобы понять, насколько неординарным было это утверждение для XV века, нужно вспомнить, что в этот период безраздельно господствовала концепция Аристотеля о надлунном и подлунном мире.

Аристотель и его комментаторы считали, что сфера Луны делит весь мир на две части – подлунный и надлунный. Мы живем в подлунном мире, можем его познавать и исследовать, но должны постоянно помнить, что все наши знания, правила, закономерности справедливы только на подлунного мира. Что такое надлунный мир, из чего он состоит, мы никогда не узнаем. Надлунный мир нашим чувствам в принципе недоступен. Наши четыре элемента – земля, вода, воздух, огонь – существуют только здесь, в подлунном мире. В надлунном мире существует сверхчувственный Пятый элемент (по-латыни квинтэссенция). Поскольку он сверхчувственный, мы все равно никогда не сможем его увидеть или потрогать, так что он может быть чем угодно (Люк Бессон считает, что даже Миллой Йовович).

Отсюда следует, что такие качества как твердый/мягкий, светлый/темный, теплый/холодный существуют только здесь, у нас, в подлунном мире. Во времена Леонардо считалось, что Солнце не горячее и не светлое. Тепло и свет появляются здесь, в подлунной сфере, а что и как излучает Солнце, нам знать не дано.

Леонардо, как видим, с этим не был согласен. В простом утверждении, что Солнце горячее, выразился его мощный ум и оригинальная философия природы.

@темы: физика, Леонардо да Винчи, Зубов, Аристотель