Паладины Карла Великого вошли во французских эпос как герои, остановившие мусульманское нашествие на Европу. Больше всех среди французских героев отличился неистовый Роланд, который с мечом Дюрандаль бился в ущелье Ронсеваль против сарацинских полчищ. Испанский герой XI века, Сид Кампеадор, также прославился битвами с мусульманами. Сид, в отличие от Роланда, был реальным полководцем того времени, и легендами обрастали его настоящие подвиги в бурлящей Испании, за четыре века до Реконкисты.
Историки XIXвека относились к эпическим сказаниям как к материалу для своей науки, однако общий духовных климат того времени естественно приводил к разоблачению подвигов. Так, известный испанский писатель Рамон Менендес Пидаль в своей книге о Сиде, написанной уже в ХХ веке, вынужден держать оборону и в каждой главе разоблачать направленные против Сида мифы, которые к тому времени успели укорениться в сознании испанской интеллигенции. О Роланде же никто всерьез и не думал. Общим местом в ХХ веке стало представление о том, что подвиги франков по защите Европы от мусульман сильно преувеличены.
Во-первых, мусульман остановил не Роланд, и даже не Карл Великий, а Карл Мартелл на два поколения раньше. Во-вторых, мусульманского нашествия как такового и не было – рядовая операция небольшого контингента на окраинном театре военных действий (так сейчас описывают и Марафонскую битву с точки зрения персов). Нет нашествия – нет подвига. Бессмысленные сказки непросвещенного времени.
Против этой тенденции выступил бельгийский историк Анри Пиренн (1862 – 1935) в своей книге «Магомет и Карл Великий», в России издана в 2011 году издательством «Центрполиграф» под названием «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира».
К русскому читателю, как мы видим, эта книга пришла с запозданием, но и на родине она была основательно подзабыта, и открывается заново в наши дни. В этой книге автор выдвигает так называемый тезис Пиренна: Темные века наступили не в результате Великого переселения народов, а под влиянием исламской экспансии VII – начала VIII веков. Спокойно, методично, на основании экономического анализа, который так любили историки того времени, автор доказывает, что даже падение Рима в V году ничего принципиально в Европе не изменило – сохранялось общее экономическое и культурное пространство, в котором господствовала Византия, то есть тот же Рим, только Восточный. А вот после того, как мусульмане в VII веке перерезали торговые пути в Средиземноморье, в VIII столетии грянул мощнейший кризис, который и был началом Темных веков.
Так что нашествие было, полная смена культурной парадигмы тоже была, и подвиг тех безымянных франков, которых символизирует Роланд в Ронсевале, имел место и оказался по сути именно тем, что описывают старые песни.
Историки XIXвека относились к эпическим сказаниям как к материалу для своей науки, однако общий духовных климат того времени естественно приводил к разоблачению подвигов. Так, известный испанский писатель Рамон Менендес Пидаль в своей книге о Сиде, написанной уже в ХХ веке, вынужден держать оборону и в каждой главе разоблачать направленные против Сида мифы, которые к тому времени успели укорениться в сознании испанской интеллигенции. О Роланде же никто всерьез и не думал. Общим местом в ХХ веке стало представление о том, что подвиги франков по защите Европы от мусульман сильно преувеличены.
Во-первых, мусульман остановил не Роланд, и даже не Карл Великий, а Карл Мартелл на два поколения раньше. Во-вторых, мусульманского нашествия как такового и не было – рядовая операция небольшого контингента на окраинном театре военных действий (так сейчас описывают и Марафонскую битву с точки зрения персов). Нет нашествия – нет подвига. Бессмысленные сказки непросвещенного времени.
Против этой тенденции выступил бельгийский историк Анри Пиренн (1862 – 1935) в своей книге «Магомет и Карл Великий», в России издана в 2011 году издательством «Центрполиграф» под названием «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира».
К русскому читателю, как мы видим, эта книга пришла с запозданием, но и на родине она была основательно подзабыта, и открывается заново в наши дни. В этой книге автор выдвигает так называемый тезис Пиренна: Темные века наступили не в результате Великого переселения народов, а под влиянием исламской экспансии VII – начала VIII веков. Спокойно, методично, на основании экономического анализа, который так любили историки того времени, автор доказывает, что даже падение Рима в V году ничего принципиально в Европе не изменило – сохранялось общее экономическое и культурное пространство, в котором господствовала Византия, то есть тот же Рим, только Восточный. А вот после того, как мусульмане в VII веке перерезали торговые пути в Средиземноморье, в VIII столетии грянул мощнейший кризис, который и был началом Темных веков.
Так что нашествие было, полная смена культурной парадигмы тоже была, и подвиг тех безымянных франков, которых символизирует Роланд в Ронсевале, имел место и оказался по сути именно тем, что описывают старые песни.
Кроме того, Темные века - концепция Петрарки, который назвал так период от заката античности, то есть в его представлении от Цицерона, до времени самого Петрарки, когда стали возрождать античность, то есть до 14 века. Серьезные историки не раз уже писали, что эту умозрительную концепцию использовать невозможно, она более чем условна. Падение Рима в 457 году как начало Темных веков - очень приблизительная дата, которую назначили концом античности лет двести назад. Жившие тогда люди не видели никакого кризиса и смены эпох. Они это всё увидели во времена арабского нашествия.
Почему слово новая вы берете в кавычки? Вы считаете, что теория не новая, а старая?