Учение о переселении душ вызвало немало критики со стороны христиан и много раз опровергалось как не православное. Тем не менее такое светило христианской мысли как Ориген обвиняется некоторыми в приверженности этому учению. В примечаниях к Комментарию Оригена на «Евангелие от Матфея» современный исследователь А. В. Серегин показывает беспочвенность этих обвинений (Исследования по истории платонизма / под общ. ред. В. В. Петрова. М. : Кругъ, 2013. С. 866)
Ориген – христианский мыслитель III века, один из блестящих представителей александрийской школы толкования Библии. Составил Гексаплы – свод текстов Ветхого Завета, который включал еврейский текст, его огласовку в греческой транскрипции и как минимум четыре параллельных греческих перевода. Это первый в истории образец библейской критики, не имевший в античности аналогов. Объём Гексапл мог достигать 3000 пергаментных листов. Если вспомнить, что всё это делалось вручную, то Ориген предстает образцом силы воли и работоспособности. В депрессивные времена мне достаточно вспомнить Оригена, у которого это был далеко не единственный ученый труд.
Ориген упоминается также в историческом обзоре А. А. Панченко о русской секте скопцов. Хотя те слова в Евангелии, на которые ссылаются скопцы, присутствуют в Библии две тысячи лет, вплоть до наших скопцов никто кроме Оригена их так буквально не воспринимал. А этот великий ум радикально избавился от всего, что мешало работать.
Несмотря на невероятные ученые заслуги, Ориген анафематствован посмертно на V Вселенском соборе за его неортодоксальные идеи. Самой понятной из них является идея об апокатастасисе – о том, что в конце времен будут прощены все, включая Сатану. Конец света Ориген понимает как конец нашего мира, после которого будет еще столько эонов, то есть циклов от сотворения до разрушения мира, сколько нужно, чтобы спаслись все.
К этому же кругу идей относится учение Оригена о переселении душ. Тот метемпсихоз, который дружно проклинали христианские мыслители, для Оригена тоже неприемлем. В хронологических рамках одного эона переселение душ для Оригена тоже невозможно. Но эонов много, и в каждом из них конкретные люди появятся снова.
Историк церкви Карташов пишет, что император Юстиниан Великий, который организовал V Вселенский собор, очень хотел украсить свое шестидесятилетнее царствование помимо военных побед еще и подвигом веры. Умерший триста лет тому назад Ориген дал ему такой повод. Чтобы превратить этот повод в полноценное осуждение, нужна была настойчивость и работоспособность, равные Оригеновым, которые Юстиниан и проявил. Несмотря на эти привходящие факторы, учение о цикличности мира и апокатастасисе действительно противоречит христианской ортодоксии. Так и действует в истории хитрость мирового разума.
Ориген – христианский мыслитель III века, один из блестящих представителей александрийской школы толкования Библии. Составил Гексаплы – свод текстов Ветхого Завета, который включал еврейский текст, его огласовку в греческой транскрипции и как минимум четыре параллельных греческих перевода. Это первый в истории образец библейской критики, не имевший в античности аналогов. Объём Гексапл мог достигать 3000 пергаментных листов. Если вспомнить, что всё это делалось вручную, то Ориген предстает образцом силы воли и работоспособности. В депрессивные времена мне достаточно вспомнить Оригена, у которого это был далеко не единственный ученый труд.
Ориген упоминается также в историческом обзоре А. А. Панченко о русской секте скопцов. Хотя те слова в Евангелии, на которые ссылаются скопцы, присутствуют в Библии две тысячи лет, вплоть до наших скопцов никто кроме Оригена их так буквально не воспринимал. А этот великий ум радикально избавился от всего, что мешало работать.
Несмотря на невероятные ученые заслуги, Ориген анафематствован посмертно на V Вселенском соборе за его неортодоксальные идеи. Самой понятной из них является идея об апокатастасисе – о том, что в конце времен будут прощены все, включая Сатану. Конец света Ориген понимает как конец нашего мира, после которого будет еще столько эонов, то есть циклов от сотворения до разрушения мира, сколько нужно, чтобы спаслись все.
К этому же кругу идей относится учение Оригена о переселении душ. Тот метемпсихоз, который дружно проклинали христианские мыслители, для Оригена тоже неприемлем. В хронологических рамках одного эона переселение душ для Оригена тоже невозможно. Но эонов много, и в каждом из них конкретные люди появятся снова.
Историк церкви Карташов пишет, что император Юстиниан Великий, который организовал V Вселенский собор, очень хотел украсить свое шестидесятилетнее царствование помимо военных побед еще и подвигом веры. Умерший триста лет тому назад Ориген дал ему такой повод. Чтобы превратить этот повод в полноценное осуждение, нужна была настойчивость и работоспособность, равные Оригеновым, которые Юстиниан и проявил. Несмотря на эти привходящие факторы, учение о цикличности мира и апокатастасисе действительно противоречит христианской ортодоксии. Так и действует в истории хитрость мирового разума.