Профессору Асмусу последнее полностью удалось. В 1936 году он выступил на заседании Союза писателей с разоблачением Андрея Белого, приписав ему чужие статьи в дореволюционных изданиях и обвинив поэта в том, что тот скрывал свои взгляды. Оригинальное изобретение будущего Профессора заключалось в том, что для своего доклада, вызванного нуждами момента, он использовал материалы своей научной статьи о символистах, которую писал уже полгода. В этом тексте все приписанные Белому статьи атрибутированы правильно. Белый умер в 1934 году, но у него оставалась жена и друзья, которым это подхваченное в газетах разоблачение не облегчило жизнь.

А в наши дни образ Асмуса «фундирует систему ценностных координат нашего философского сообщества, он – одна из скрепляющих его консенсусных позиций. Основное содержание этого образа наиболее чётко было выражено Н.В. Мотрошиловой, и в дальнейшем практически без изменений воспроизводилось всеми, кто писал о В.Ф. Асмусе. Утверждается, что он среди тех, кто «в самые тяжёлые времена, и, претерпев все преследования, все испытания, не поступились ни честью, ни философской истиной»1, что «он не раз, наверное, был на волосок от гибели или тюрьмы, но за жизнь и возможность трудиться не где-нибудь, а в философии, не платил ни конъюнктурным приспособлением к “голым королям” всех рангов, ни человеческим достоинством», потому, что был наделён «необоримой силой духа российских интеллигентов».» [Корсаков, с. 392].


Корсаков, С. Н. В. Ф. Асмус. Коррективы к образу / С. Н. Корсаков // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем / М. С. Петрова (ред.) – М. : Аквилон, 2018. Вып. 4. – С. 391 – 414.


@темы: Асмус, Корсаков