Чтение последнего выпуска журнала «Достоевский и мировая культура» (№3, 2022) позволяет ознакомиться с целым рядом трактовом образа Сони, которые советскому читателю не пришли бы в голову.
Во-первых, София-блудница – это гностический космогонический образ, создательница мира, София-Премудрость Божия, опошленная в низменном мире, который держит ее в плену, хотя это она его породила. Избавиться от этих гностических аллюзий уже, наверно, невозможно. Но есть и еще варианты.
В одной из сцен Соня стоит у двери в шляпе с огненным пером. Дверь – это символ перехода к новой жизни, а существо с огненным пером, стоящее у двери, – это конечно ангел, который приведет Раскольникова к духовному возрождению.
Кроме того, яркое перо на шляпе было у Мефистофеля, и потому существует версия, что пара Раскольников-Соня построена по аналогии с парой Фауст-Мефистофель.
Кроме того, Соня носит красное платье и зеленый плащ – точно как Беатриче у Данте. Хтонический характер Петербурга не раз подчеркивался разными авторами почти с момента создания города, так что девушка, одетая как Беатриче, указывающая герою на его ошибки и ведущая его к покаянию, представляет собой еще одно символическое воплощение дантовской героини.
Интересно, что упомянутые тексты и идеи были доступны и Достоевскому, а его непревзойденное умение работать с символами позволяет предположить, что такие смыслы автором тоже продумывались.
И даже если нет – Борхес наше всё, и читать иначе мы уже не умеем. Получается интересно.


@темы: София, Достоевский

Комментарии
28.09.2022 в 18:26

Вот здесь я положила ссылки на АТ - мой цикл из пяти статей-эссе про имена в "Преступлении и наказании". О Сонечке и Порфирии Петровиче в том числе. Надеюсь, вам будет интересно и небесполезно.
28.09.2022 в 18:29

Да, спасибо.
28.09.2022 в 18:52

Если вам не трудно, я была бы рада потом услышать ваше мнение об этих статьях - прямо на АТ или здесь.
30.09.2022 в 18:46

Интересно, есть хорошие идеи. Самая лучшая - с Родионом-героем.
Значения имен должны работать на общий замысел. Герой в античности - сын бога и человека, высшая и лучшая порода людей, то есть именно то, чем хочет быть Раскольников. Василий значит царь, но царь не совсем то, это всё же человек. Вот герой в изначальном смысле - это как раз уберменш Ницше, всё совпадает.

Также интересно о Соне. София-премудрость и Соня, спящая в плену этого мира, - очень хорошее совпадение с гностической мифологией, тоже всё сходится.
30.09.2022 в 20:54

Значения имен должны работать на общий замысел. у Достоевского это всегда так, у него просто нет случайных имен, ИМХО.
А на добром слове спасибо. Я старалась. Уж очень меня выбесил дядечка профессор. Захотелось подумать всерьез. И это я еще так, по поверхности проскользила. А с двумя Миколками, например - вот где так еще пропасть...
30.09.2022 в 20:56

В свете новых данных - надо перечитывать!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии