В сборнике «От идеи к событию: размышления о Новороссии и будущем интеллектуальной культуры России», выпущенном в 2023 году Народным университетом имени Дарьи Дугиной в Санкт-Петербурге, опубликована написанная в соавторстве с Николаем Ласточкиным статья о трех традициях русской культуры. В статье анализируется концепция общественной солидарности на основе сохранения традиций, предложенная в курсе «Основы российской государственности». Актуальность темы обусловлена процессом интеграции новых территорий и необходимостью консолидации российского общества после начала СВО. На основе теории коллективной памяти Ассмана показано, что культурная память российского общества имеет три составляющие: православная, атеистическая и европейская традиции. Каждая традиция имеет собственную историю и автономные топосы культурной памяти. причем непримиримое отношение к двум другим традициям входит в спектр социально-одобряемого поведения каждого нарратива. На сложную структуру культурной памяти накладываются две традиции российской государственности: коллективистская и индивидуалистическая, создавая в целом шесть вариантов поведения, не все из которых являются конструктивными. Таким образом, сохранение традиций в российском обществе может воспроизводить не солидарность, а конфликт.

Ищенко, Н. С., Ласточкин, Н. А. Три традиции русской культуры: препятствие на пути к консолидации общества? / Н. С. Ищенко, Н. А. Ласточкин // От идеи к событию: размышления о Новороссии и будущем интеллектуальной культуры России: Сборник статей / Отв. ред. О. А. Бонч-Осмоловской. – Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2023. – С. 106–123.

Скачать пдф бесплатно на сайте: ninaofterdingen.ru/2024/01/02/три-традиции-русс...

@темы: Николай Ласточкин, три традиции

Комментарии
02.01.2024 в 21:01

А вот это ОЧЕНЬ интересная мысль. Надо будет ее всерьез обдумать.
03.01.2024 в 11:19

Мы уже год думаем. Присоединяйтесь!
04.01.2024 в 09:28

Православную и славянофильскую традицию будем рассматривать как одно целое, как две разных, хотя и сродных, или как одну вытекающую из другой?
05.01.2024 в 20:34

Разве они вытекают одна из другой? Они принципиально разные, религиозный принцип против этнического. Не все славяне православные. Если мы славянская цивилизация, то православие для нас не главное и ведущей роли не играет. Славянофильство скорее следствие усвоения идей немецкого романтизма, а не развитие византийского православного наследия.
05.01.2024 в 21:57

Славянофильство скорее следствие усвоения идей немецкого романтизма, а не развитие византийского православного наследия. - пожалуй ))) но опыт показывает, что эти тенденции нередко смыкаются, и их из-за этот отождествляют. Я потому и спросила - будем нормально разграничивать или нет? )
05.01.2024 в 23:11

Простейшая иллюстрация - весьма показательная:
28. Идут славянофилы и нигилисты;
У тех и у других ногти не чисты:
29. Ибо, если они не сходятся в теории вероятности,
То сходятся в неопрятности,
30. И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее
Русского 'безбожия и православия.

Козьма Прутков здесь отображает весьма точно именно что общее мнение: нигилисты = безбожники, славянофилы = православные. И это общее мнение нельзя не учитывать, когда мы говорим о тенденциях и их вопсриятии.
06.01.2024 в 10:15

Думаю, явление будем изучать отдельно, восприятие отдельно.
06.01.2024 в 12:32

Если речь идет о традиции - от восприятия никуда не уйдешь. Иначе поучается ошибка.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail